Искусство средневекового Запада

В рамках курса предполагается освещение основных закономерностей развития  изобразительного искусства и архитектуры западноевропейского Средневековья на протяжении V – XV вв. Лекции призваны не только сформировать у слушателя базовые историко-культурные компетенции, но и развить его способности к пониманию, искусствоведческой интерпретации и формально-стилистическому анализу памятников материальной культуры.

 

 

Благодаря сотрудничеству с ЕСОДом с февраля 2019 года стартуют 2 новых курса:
"Избранные места зарубежной литературы XIX века" Веры Резник
"Искусство средневекового Запада" Елены Ермак.
Абонемент можно приобрести в ЕСОДе. (http://www.esod.spb.ru/)

 

Расценки:

    За одну лекцию в рамках абонемента
Одна лекция 300  
Две подряд лекции Резник + Ермак 400 200
Абонемент на 9 лекций 1800 200
Абонемент на 18 лекций Резник + Ермак 2700 150

 

План лекций на январь - май 2019 г.

1. Искусство раннего Средневековья. Основная характеристика периода. Историография вопроса.
Раннехристианское искусство. Переход от Античности к Средним векам. Архитектура, скульптура, живопись, предметы малых форм, книжная миниатюра. Символика, иконографические и стилистические особенности.
Круг ключевых памятников: катакомбы древнехристианского Рима (II-V вв.(монументальная живопись, скульптура римских саркофагов) баптистерий в Дура Европос (III в.), Латеранская базилика Сан Джованни, церковь Св. Петра в Риме (IV в.), мавзолей Констанцы (IV в.), церковь Галлы Плацидии в Равенне (V в.), церковь Св. Пуденцианы в Риме (кон. IV в.), церковь Санта Мариа Маджоре в Риме (V в.), церковь Косма е Дамиано в Риме (VI в.), миниатюры рукописи сочинений Вергилия (кон.IV–нач.V вв.), Кведлинбургской Италы (V в.), Венской Книги Бытия (VI в.) и др.

2. «Темные века» (VI-VIII вв.).
Дороманика. Искусство Италии. Искусство Испании. Искусство меровингской Франции. Англо-Ирландское искусство. Искусство Скандинавии. Архитектура, скульптура, живопись (монументальная живопись, книжная миниатюра) предметы малых форм.
Основные темы: конструктивные, иконографические и стилистические особенности церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (VI в.), мавзолея Теодориха в Равенне (VI в.), баптистерия Сен-Жан в Пуатье (VIIIв.). Полихромный стиль в декоративно-прикладном искусстве (VI-VIII вв.). Классическая традиция в миниатюрной и монументальной живописи (VI-VIII вв.). Стилистические и иконографические особенности скульптуры лангобардов (VIII в.). Пластика и живопись меровингского времени (VII-VII вв.). Англо-ирландская архитектура и скульптура (VI-VIII вв.). Англо-ирландские иллюминованные рукописи (VII-IX вв.).

3. Основная характеристика искусства Каролингской империи (Каролингский Ренессанс).
Архитектура, живопись (монументальная живопись, книжная миниатюра), предметы малых форм.
Ключевые вопросы: Ахенская капелла (IX в.), капелла в Жерменьи-де-Пре (IX в.), аббатство Сен-Дени, монастырь в Корби (IXв.), церковь Сен-Жермен (IX в.). Росписи каролинских храмов (IX вв.) Мюстайрские фрески (IX в.). Книжная миниатюра (VIII-IX в.). Реймсская книжная графика (пер.пол. IX вв.).Миниатюры Утрехтской Псалтири (пер. пол.IX в.).Турская школа в книжной миниатюре.

4. Искусство Западной Европы в начале X – ΧΙ вв.
Искусство Испании. Искусство Англии. Искусство Оттоновской Германии (Оттоновский Ренессанс)
Основные темы: архитектура Оттоновской Германии X-XI вв. Церковь Св. Кириака (X-XI вв.), церковь Св. Михаила в Гильдесгейме. Оттоновский Ренессанс в книжной миниатюре. Стилистические и иконографические особенности. Кодекс Св. Георгия (X в.). Школа Рейхенау. Миниатюры Евангелиария ОттонаIII (ΙΧ в.). Бамбергский Апокалипсис (XI в.). Миниатюры Уты из Нидермюнстера (XI в.).

5. Романский стиль в архитектуре, скульптуре и монументальной живописи. Франция. Германия. Италия. Португалия. Испания. Ранний период (XI в.). Часть 1.
Ключевые вопросы: формирование романского стиля. Определение конструктивных особенностей романской архитектуры. Понятие синтеза искусств. Школы романской архитектуры. Типология романских храмов. Переход от романской к готической конструкции в архитектуре.

6. Архитектура, скульптура и монументальная живопись романики. Франция. Германия. Италия. Португалия. Испания. Период зрелости (перв .треть XII в.) Часть 2
Ключевые вопросы: национальное своеобразие и индивидуальные особенности романской архитектуры и монументальной живописи в различных регионах.

7. Готический стиль в архитектуре, скульптуре, монументальной живописи. Ранний период. Франция.
Основные положения: периодизация готического искусства. Определение основных архитектурных особенностей раннеготической конструкции. Роль готического собора в планировке средневекового города. Аббатство Сен Дени. Готическая архитектура и схоластика. Средневековые теории искусства. Стилистические и иконографические особенности раннеготической скульптуры. Технологические, и иконографические стилистические особенности монументальная живопись в раннеготическом искусстве.

8. Готический стиль в архитектуре и изобразительном искусстве Франции, Англии, Германии, Испании. Зрелая готика.
Ключевые понятия: архитектурные особенности каркасной конструкции в период зрелой готики. Распространение французского стиля на территорию других земель. Краткое описание исторической обстановки. Иконографические и стилистические особенности изобразительного искусства в период зрелой готики.

9. Поздняя готика во Франции, Англии, Италии, Германии и Нидерландах
Основные темы: стилистические характеристики искусства пламенеющей готики. Конструктивные особенности архитектуры. Переход от готического стиля к раннему Возрождению. Смена мировоззрения и его отображение в художественности. Роль периода Средних веков в мировой истории искусства.  Формирование основных выводов курса.

 

Место проведения
ЕСОД (ул. Большая Разночинная, 25А)
Время проведения
20:30 - 22:00