Искусство средневекового Запада

В рамках курса предполагается освещение основных закономерностей развития  изобразительного искусства и архитектуры западноевропейского Средневековья на протяжении V – XV вв. Лекции призваны не только сформировать у слушателя базовые историко-культурные компетенции, но и развить его способности к пониманию, искусствоведческой интерпретации и формально-стилистическому анализу памятников материальной культуры.

 

 

Абонемент  и билеты можно приобрести в ЕСОДе. (http://www.esod.spb.ru/)

 

Расценки:

    За одну лекцию в рамках абонемента
Одна лекция 300  
Две подряд лекции (Резник + Ермак) 400 200
Абонемент на 8 лекций 1600  
Абонемент на 16 лекций (Резник + Ермак) 2400  

Дополнительная информация по телефону: 309-23-00

План лекций на сентябрь - декабрь 2019 г.

 

1. Романский стиль. Книжная миниатюра
Основная характеристика памятников книжной миниатюры романского стиля, определение их иконографических и стилистических составляющих. Обзор иллюминованных рукописей периода зрелого Средневековья, выявление их ключевых отличий от памятников раннего времени. Сравнительный анализ предметов малых форм с сохранившимися монументальными памятниками.

 

2. Романский стиль. Деревянная скульптура. Введение в изучение готического искусства. Историография вопроса
Анализ характерных особенностей деревянной скульптуры романского времени и ее интерпретация. Проблема изучения памятников скульптуры в искусствознании, определение основных критериев ее анализа. Переход от романского искусства к готическому, эволюция архитектурной конструкции. Экскурс в историографию: смена в парадигме эстетического восприятия готики. Готическая архитектура и схоластика. Символизм готического искусства.

 

3. Готический стиль в архитектуре, скульптуре, монументальной живописи. Ранний период. Франция.
Периодизация готического искусства. Определение основных архитектурных особенностей раннеготической конструкции. Роль готического собора в планировке средневекового города. Аббатство Сен Дени. Средневековые теории искусства. Стилистические и иконографические особенности раннеготической скульптуры. Технологические, и иконографические стилистические особенности монументальная живопись в раннеготическом искусстве.

 

4. Готический стиль в архитектуре и изобразительном искусстве Франции, Англии, Германии, Испании. Зрелая готика.
Архитектурныеособенности каркасной конструкции в период зрелой готики. Распространение французского стиля на территорию других земель. Краткое описание исторической обстановки. Иконографические и стилистические особенности изобразительного искусства в период зрелой готики. Монументальная живопись и книжная миниатюра.

 

5. Поздняя готика во Франции, Англии, Италии, Германии и Нидерландах.
Стилистические характеристики искусства пламенеющей готики. Конструктивные особенности архитектуры. Переход от готического стиля к раннему Возрождению. Смена мировоззрения и его отображение в художественности. Роль периода Средних веков в мировой истории искусства. Формирование основных выводов.

 

6. Проблема изучения средневекового искусства. Вопросы периодизации и их влияние на понимание памятников.
Теория «длинного средневековья» (Ж. Ле Гофф). Определение границ переход от периода Средних веков к Проторенессансу. Постановка проблемы.

 

8. Анализ позднесредневековых произведений искусства.
Каменная и деревянная скульптура, книжная миниатюра, монументальная и станковая живописи. Искусство Франции, Германии, Нидерландов и др. Определение индивидуальных иконографических и стилистических особенностей. Смена ракурсов восприятия памятников: различение средневековых и возрожденческих веяний в предметах.

Место проведения
ЕСОД (ул. Большая Разночинная, 25А)
Время проведения
20:30 - 22:00