История философии Древней Греции

Движение в пространстве интеллектуальной истории Европы невозможно без внимательного отношения к началам, а они – в Античности. Мы начинаем наш путь от истоков и делаем остановки в ключевых топосах этой истории. На деле мы эту историю и создаем, а создавая эту историю, мы мыслим самих себя. История мысли и собственная экзистенция – вот то, что мы артикулируем. Мы сталкиваем разные дискурсы, которые так или иначе нашли отражение в текстах, принадлежащих самым разным жанрам: поэзии эпической, лирической и драматической, ранней философской поэзии и прозе, риторике, жанру философского диалога и трактата. Мы практикуем искусство чтения и понимания. Вот несколько тезисов, аргументированная экспликация которых уже предлагалась и еще неоднократно будет предложена в рамках курса лекций и бесед, посвященных мысли античной Греции и Рима: 1. Философия – искусство быть существом понимающим; 2. История философии – способ бытия философии; 3. Античная философия – изначальный топос философии, а вместе с ней – понимающего отношения ко всем проявлениям бытия-человеком, то есть бытия существом, природа которого реализует себя прежде всего в логосе-слове. Мы движемся от эпоса к космосу, от эпоса – к этосу, мы рассуждаем о феномене античной классики (Платон и Аристотель), ее предпосылках и предтечах. Подробно останавливаемся на поэтической и драматической философии Платона (о нем мы не просто говорим – мы его читаем), на аналитической философии Аристотеля. Аристотель был первым, кто описал феномен истолкования событий («Поэтика»). О об этом мы поговорим особо. Ведь как существа мыслящие мы истолкователи: рассуждая о разных событиях, мы осмысливаем их, осмысление включает нас самих, наш опыт, а значит – в процессе осмысления мы формируем самих себя. Мы читатели и зрители/созерцатели произведений литературы/искусства. Что это значит – понимать и толковать? Обсудим с помощью Аристотеля, вместе с ним попытаемся разобраться. А чтобы проиллюстрировать мысль Аристотеля, мы привлечем трагедию, на этот раз Еврипида и Сенеку. Античность, да, ограничена по времени, но безграничны смыслы, рождение которых без нее не может состояться.

План лекций по курсу «Философия эпохи эллинизма» на сентябрь-декабрь 2018г.

Тема 1: Абрис эпохи в ключевых аспектах ее проявления. Что такое Эллинизм?
Эллинизм как феномен и новая культурная парадигма. Проблема определения горизонтов эпохи Эллинизма и границ его культурного влияния. Особенности интеллектуальнойжизни в период Эллинизма. Прошлое и настоящее: отношение к традиции. Новые формы бытия слова и толкования текста: филология и практика комментария. Kompsos poietes и его публика. Феномен библиотеки - Александрия, Пергам (2 лекции).

Тема 2: Судьба философии в эпоху Эллинизма. Специфика эллинистического типа философствования. Фигура мудреца. Аскеза и философские практики.
Школьная система и воспитание. Жизнь философских школ. Академия, Ликей, Стоя, Сад Эпикура, скептики, киники. Фундаментальные тенденции эллинистической философии.
Анализ ключевых текстов. Основные понятия философии эпохи Эллинизма (2 лекции).

Тема 3: Греция и Рим – два типа античной мудрости: демонстрация особенностей на примере ключевых парадигм. Римский стоицизм и его основания. Новое понимание человека: человек как kosmopolites. Два типа должного. Проблема судьбы и свободы. Бытие наедине с собой. Текст как литература – Сенека, текст как проповедь – Эпиктет, текст как дневник – Марк Аврелий. Неоплатонизм и его влияние на последующую европейскую мысль (2 лекции).

Тема 4: Диалог культур в границах Империи. Греческие интеллектуалы в римском мире. Прошлое и настоящее – трансформация традиции. Формы присутствия философской мысли в первые века новой эры. Догматизация философских позиций и ответная реакция на этот процесс. Философы Лукиана и Афинея. Феномен Второй софистики: интеллектуальная традиция как предмет рефлексии. Римский «роман». «Метаморфозы» Апулея: литература vs философия (2 лекции).

Место проведения
"Мансарда"( 7-я Советская ул., д. 22 )
Время проведения
c 20:00 до 22:00