История и герменевтика мирового кино

Как правило, у любого человека, в той или иной степени интересующегося искусством, есть ряд любимых фильмов, ну или хотя бы один. Вполне естественным для него окажется желание узнать побольше о полюбившемся ему произведении, вникнуть в его глубинные смыслы, узнать важную информацию об истории его создания, сопоставить его с другими кинолентами этого периода. Но что же он найдет в книжных магазинах, в разделах, посвященных кино?

В лучшем случае это будут сборники кратких очерков и рецензий на те или иные, зачастую далеко не самые значительные фильмы. Если очень повезёт - удастся "поймать" биографию того или иного кинорежиссера или актера или сборник его интервью и воспоминаний. Можно встретить и предельно краткие, обзорные книги по истории кино. Но эти издания весьма малочисленны, и, к сожалению, нередко довольно безсодержательны. Разумеется, есть и очень хорошие книги, но вот их-то, как правило, очень нелегко найти - они выпускаются маленькими тиражами и на витринах не задерживаются. Самое главное и самое печальное состоит в том, что многотомного, подробного и концептуального издания, которого давно уже заслуживает история киноискусства, найти вообще невозможно - его просто нет. По мнению издателей, оно не окупится - спросом пользуются скорее справочники или краткие учебные пособия.

Конечно, заинтересовавшийся киноискусством человек попробует почерпнуть знания о фильмах на просторах интернета, но, увы, там дела обстоят не лучше. Известные сайты, посвященные кино, конечно, могут оказаться полезными в поисках чисто фактической информации (хотя и тут нередки курьёзы), но на этом их функции, как правило, исчерпываются. Искать же подлинное содержание в океане околокинематографических впечатлений и рассуждений, характерных для Рунета - дело неблагодарное.

Предлагаемый Вашему вниманию курс - это в первую очередь попытка обратиться к Истории Кино не как к "вещи в себе", некой узкоспециальной науке, в представлении которой киноязык эволюционировал просто вследствие устаревания тех или иных кинематографических приемов и изобретения других, эффективнее воздействующих на публику, вкусы которой следует отследить и обозначить. Кино необходимо в первую очередь рассматривать не как технический феномен и мощный инструмент для воздействия на публику (как массовую, так и интеллектуалов), а как уникальное явление в контексте всеобщей истории человеческой культуры, как дарованный Богом способ мышления и познания, искусство, синтетически объединившее многие другие виды художественной деятельности человека и в то же время в своей самобытности не похожее ни на один из них. Не торопясь, шаг за шагом, сочетая подробный исторический подход с интуитивным творческим взглядом, мы попробуем войти во "вторую реальность" кинематографа и постараемся расшифровать тот скрытый месседж, который всегда присутствует в лучших образцах как авторского, так и развлекательного кинематографа. Автор курса искренне надеется, что в процессе творческого общения с аудиторией ему удастся помочь слушателям наиболее полноценно выстроить иерархию в безбрежном океане аудиовизуальной культуры и разделить со слушателями свою любовь к кино.

 

Форма оплаты: DONATION

План лекций на сентябрь - декабрь 2019 г.

19.09 (четверг) 19.00 — 22.00 — Кино как способ познания мира. Визуальное пространство фильма.

Первая лекция курса будет посвящена разговору об онтологической сущности кинематографа и определению ключевых аспектов мастерства кинорежиссуры. Основное внимание будет уделено изобразительным свойствам киноэкрана и поэтическому искусству монтажа. В контексте разговора будут рассмотрены эпизоды из фильмов Д.Гриффита, С. Эйзенштейна, Ч. Чаплина, С. Кубрика и многих других. В качестве подготовки к этой и другим начальным лекциям автор рекомендует посмотреть кинокартину "Кинотеатр Парадизо" (1988, Италия-Франция, реж. Джузеппе Торнаторе) в короткой версии (2.04, или 124 минуты).

 

20.09 (пятница) 19.00 — 22.00 — "Истории в кино и кино в Истории". Сценарий и звуковое оформление фильма."

Продолжение разговора о важнейших понятиях в киноискусстве. Речь пойдёт о киносценарии - его важнейших особенностях и главных мифологемах. Также будут затронуты проблемы использования музыки и диалогов в кино на примере эпизодов из картин А. Хичкока, А. Паркера, Дж. Торнаторе, Д. Кэмерона, А. Сокурова, К. Муратовой и многих других.

 

21.09 (суббота) 14.00 — 20.00 (3 лекции по 2 часа)
Лекции 3, 4 и 5 будут посвящены уже непосредственно истории мирового кино. Мы обратимся к художественным явлениям, которые предвосхищали возникновение "седьмого искусства", а также постараемся по новому взглянуть на "пионеров кино" - людей, без которых кино, возможно, так и не появилось бы в истории человечества, но без которых, в итоге, кинематограф ещё на ранних этапах своего существования очень легко обошёлся. Мы проследим, как из грубого, дешёвого и грешного ярмарочного развлечения, которым кино являлось в течении почти четверти века с момента его изобретения, удивительным и непостижимым образом пробились первые робкие ростки истинного киноискусства. Будут показаны редкие фильмы Т. Эдисона и Л. Диксона, О. и Л. Люмье, Т. Х. Инса, Д. У. Гриффита, В. Старевича, Я. Протазанова и многих других.

 

 

01.11 (пятница) 19.00 – 22.00
Лекция 4. Из десятых в двадцатые: кинематограф Швеции. "Природа как главный герой: творчество Виктора Шестрема и МорицаСтиллера"

 

02.11 (суббота) 14.00 — 20.00 (3 лекции по 2 часа)

14.00 – 16.00Великий немой. "Киноавангард во Франции: Трепещущий экран. Творчество Марселя Л'Эрбье, Луи Деллюка, Жана Эпштейна, ЖерменДюллак, Дмитрия Кирсанова"
16.00 – 18.00Великий немой. Киноавангард во Франции: "Кесарю кесарево, а Божие Богу". Противоречия творчества Абеля Ганса и Жака Фейдера
18.00 – 20.00 Великий немой. Киноавангард в Германии. Экспрессионизм. "Демонический экран". Творчество Роберта Вине, Карла Хайнца Мартина, Фридриха Вильгельма Мурнау.

 

03.11 (воскресенье) 19.00 – 22.00
Великий немой. "Обыденность и неоромантизм. Творчество Лупу Пика, Карла Грюне, Фридриха Вильгельма Мурнау, Фрица Ланга.

 

20.12 (пятница) 19.00 - 22.00
Великий немой. "Киноавангард в СССР: Биография и раннее творчество Сергея Эйзенштейна".

 

21.12 (суббота) 14.00 — 20.00 (3 лекции по 2 часа)
14.00 – 16.00Великий немой. Киноавангард в СССР: "Что ты гонишь меня?" Противоречия творчества Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова, Всеволода Пудовкина, Фридриха Эрмлера и Эдуарда Иогансона
16.00 – 18.00Киноавангард в СССР. "Рассекая догмы:  шедеврыДзигиВертова и мастерской ФЭКС"
18.00 – 20.00Великий немой: Киноавангард в СССР. "Последние страницы: фильмы Александра Довженко, Абрама Роома и Бориса Барнета"

 

22.12(воскресенье) 19.00 – 22.00
Великий немой: США. Биография Чарльза Спенсера Чаплина.

Место проведения
"Комета" (ул. Чайковского, д. 25)
Время проведения