История науки в контексте культуры

Данный курс охватывает в целом традиционный для отечественной и отчасти зарубежной учебной литературы по истории науки проблемно-тематический комплекс, но в содержательном плане курс вполне оригинален, поскольку использует материал не заимствованный из подручных источников 30-ти, 50-ти и более летней давности, но опирается на современные исследования  отечественных и зарубежных историков науки и культуры. Короче – это профессиональная история науки, хотя, естественно, «ужатая» временными возможностями лекционного курса. Поэтому в своей содержательной ипостаси данный курс является авторским и уникальным.
Курс охватывает наиболее важные феномены средневековой культуры с акцентом на развитие математики и натурфилософии в V – XV веках. Таким образом, речь идет, главным образом, о развитии естествознания с акцентом на социальной истории науки.

План лекций по курсу «История науки» на сентябрь – декабрь 2018 гг.

«Природа в системе средневекового миросозерцания»

Лекция 1. Средневековая культура цитат: комментарии, компиляции, бревиарии.
В качестве характерных примеров рассматриваются два: 1) Марциан Капелла «De Nuptiis Philologia et Mercurii» (V в.); 2) Амвросиий Феодосий Макробий «Комментарий на “Сон Сципиона”» (V в.).

Лекция 2. Распространение христианства и его влияние на формирование новой картины мира.
Лекция посвящена, главным образом, Никейскому собору 325 года и его значению для судеб европейской культуры (санкция на догматотворчество). Кроме того, затрагиваются средневековые представления о времени, пространстве и числе.

Лекции 3 и 4. Судьбы античной культурной и натурфилософской традиции в Средние века.
В качестве характерных примеров средневекового теоретизирования выбраны три мыслителя – Боэций, Кассиодор и Аврелий Августин, что в тематическом плане можно представить следующим образом:
- Боэций (ок. 480 – 525) и борьба за сохранение античного наследия в каналах образования; trivium et quadrivium; новый стиль мышления: знание – слово;
- Кассиодор (ок. 490 – ок. 590) и новая форма организации интеллектуальной жизни; монастырь как хранитель античной образованности и монашеская технологическая традиция;
- Аврелий Августин (354 – 430) и проблема соотношения веры и знания; логика и математика как средства развития способности к абстрактному мышлению.
Кроме того, будут рассмотрены и другие вопросы:
- логика схоластического теоретизирования;
- схоластика как тренажер научной дисциплинарности;
- схоластический идеал знания.

Лекция 5. Аверроисты и Фома Аквинский. Христианизация античного аристотелизма и ее последствия для натурфилософии.
В лекции будут затронуты такие вопросы, как:
- социально-экономический подъем XI – XII вв.;
- повышение социального статуса инженерии и механических искусств в XII - XIII вв. («Волны» урбанизации);
- перипатетическая физика и космология;
- основная проблема позднесхоластической натурфилософии – каким образом субстанциальные формы пребывают в едином субъекте «смешанного тела» и три способа ее решения (Авиценна, Аверроэс, Фома Аквинский), определение вещи через ее качества;
- проблема автономии Природы;
- Condemnatio 1277 года и развитие европейской физической мысли в позднее Средневековье.

Лекция 6. Становление средневековых университетов.
В лекции будут рассмотрены следующие темы:
- две модели университетов средневековой Европы: оксфордско-парижская (университет магистров) и болонско-падуанская (университет школяров);
- ученые степени, licentia ubique docendi;
- почему процветали университеты?;
- университеты и европейское культурное единство.

Место проведения
"Клаб хауз" ( пр. Медиков, д. 3 )
Время проведения