История науки в контексте культуры

Цикл лекций зимнего семестра 2019 года будет посвящен природознанию в культуре Высокого Средневековья. Основное внимание будет уделено процессам урбанизации в средневековой Европе, появлению нищенствующих орденов, засвидетельствовавших интерес к изучению природы (доминиканцы и францисканцы), а также, и эта тема станет центральной, – появление университетов, которые называли «жемчужинами Средневековья».
История университетов – одна из самых мифологизированных. Действительно, когда возникли первые университеты в мире. Одни скажут, что ими были великолепные конфуцианские училища – «школы полукруглого бассейна» еще во времена империи Тан (618 – 907 вв.), где учили различным наукам и затем те, кто хотел получить чиновничью должность должны были сдать сложные многодневные экзамены. Другие укажут на высшую школуПандидактерион в Константинополе, созданную в  IX веке и просуществовавшую до XV столетия. Третьи назовут школу Аль-Карауин в Марокко (Фес), которая действует с IX века до наших дней. Бесспорно, это все замечательные учебные заведения, и тем не менее, это не университеты. Почему?
Университеты возникают в XI веке, когда Запад вступает в период подъёма, началом которого стала так называемая Григорианская реформа, способствовавшая усилению папской власти. Тогда же происходит подъём городов (урбанизация) и утверждение сеньориальных отношений. И на фоне этих процессов и возникают университетские корпорации.
Первые университеты никто не основывал, они возникают сами по себе и представляли собой школы, в которых люди были объединены взаимной присягой (conjuratio). Такая школа представляла собой сообщество равных между собой людей, принесших друг другу взаимную клятву, обладавшую тем, что потом будет называться юридическим лицом.
Появление университетов связано с появлением в Западной Европе интеллектуалов нового типа, которые жили не при дворе властителя или в монастырях, как ранее, но в городах и преподавали всем желающим. Они опирались на формальную логику Аристотеля и применили её к новым областям знания. Интеллектуал новой формации был не практиком, а специалистом в области мышления. Человек, прошедший обучение в университете умел логически мыслить – это давало ему возможность сформулировать проблему и справиться с любой задачей. Университеты влияли на все стороны жизни общества и государства – на политику, экономику, коммуникации, право и т. д.
Разумеется, с годами ситуация менялась: независимость университета ослабевала, всё больше усиливалась роль светской власти, но университеты по-прежнему обладали огромным авторитетом, который позволял им выступать советниками власти. Очень быстро формируется то, что мы называем университетской культурой: особый тип мышления, фольклор, повадки, дискурсивные практики, свойственные людям университета. Этот тип культуры пережил Средневековье и задал определенный тип общения для университетов Нового времени. Так, непременное средневековое буйство студентов наследуется немецкими университетами эпохи Просвещения. Студенты-бурши просто обязаны были вести себя вызывающе по отношению к обывателям-филистерам. Как известно, М.В. Ломоносов настолько хорошо усвоил нравы буршей, что только чудо спасло его от серьезных неприятностей в Германии.
Лекции этого семестра будут посвящены этим и многим другим особенностям университетской жизни средневековой Европы.

План лекций по курсу «История науки» на январь – май 2019 гг.

«Феномен университета»

 

1. Города Средневековья.
2. Первые университеты. Болонско-падуанская модель средневекового университета.
3. Первые университеты. Парижско-оксфордская модель университета.
4. Университетский стиль жизни.
5. Логика университета.
6. Университет за хронологическими рамками Средневековья. Создание университета в России.
7. Университет за хронологическими рамками Средневековья. Ломоносов и университетская традиция в России.

Место проведения
"Клаб хауз" (пр. Медиков, д. 3)
Время проведения
18.30 - 20.00