История науки в контексте культуры

Стандартная точка зрения на роль науки (точнее, натурфилософии) в эпоху Ренессанса сводится к тому, что за редким исключением лишь немногие интеллектуалы этой эпохи обращались к научным вопросам. Их главное внимание было направлено на гуманистические штудии и изобразительные искусства. При этом часто можно встретить утверждение, что ренессансный гуманизм был не только равнодушен, но даже в некоторых отношениях враждебен естественнонаучным изысканиям, поскольку смещал акцент с содержания знания на форму его репрезентации. Наука если и существовала, то скорее в "кунсткамерной" форме(сводясь к коллекционированию природных раритетов). Но если так, то возникает вопрос: как в такой культуре мог возникнуть феномен Галилея. Задача лекций осеннего семестра 2019 года - показать, что:

1) гуманизм был враждебен не той науке, которая впоследствии была представлена
работами Галилео Галилея, но  скорее той натурфилософии, которая стала для Галилея предметом
критики и преодоления;

2) гуманизм и технологические новации порою встречались в одном и том
же индивиде (пример: Ф. Брунеллески);

3) гуманисты придали технологическим практикам теоретическую
размерность;

4) разработанные гуманистами методы работы с древними текстами и филологической критики, стали затем применяться к математическому и натурфилософскому наследию Античности;

5) гуманисты критиковали метод аргументации "от авторитета".

План лекций по курсу «История науки» на сентябрь – декабрь 2019 гг.

 

 

1. Метод исторической критики (Полициано, Л. Валла).
2. Делание как познание - ремесло как натурфилософия.
3. Между Physis и Technē.
4. Вокруг ренессансной перспективы.
5. Живопись и эксперимент.
6. Феномен Кардано.

Место проведения
"Клаб хауз" (пр. Медиков, д. 3)
Время проведения
18.30 - 20.00