Посещение выставки "Жил-был на свете художник" Валерия Рабчинского

В 12.00 состоится посещение выставки "Жил-был на свете художник" Валерия Рабчинского в МИСПе. Анатолий Заславский расскажет нам о творчестве замечательного питерского художника.

Желающим принять участие необходимо быть в субботу в МИСПе в 11.50 и позвонить по телефону +7 (950) 227-51-73 (Ростиславу).

 

«Жил-был на свете художник…» – так назвал свою картину, написанную в 2005 году, Валерий Рабчинский.  Эта небольшая работа символична, она полна глубокого смысла, переживаний, размышлений о творчестве, о предназначении художника и его судьбе. Рабчинский ушел из жизни в 2007 на 62 году жизни, находясь на пике своего творческого пути. Круг тем, к которым обращался живописец, невелик: мастерская, модели, семья, друзья. Каждая картина – миг времени существования художника: впечатления, философские обобщения, эмоции, выраженные остро и ярко. В них есть печаль и радость жизни, ирония и непосредственность, искренность и юмор. И полная погруженность в творчество, без которого художник не мог существовать.

Валерий Рабчинский – очень петербургский художник, хотя в его творчестве почти нет известных, завораживающих своей красотой видов северной столицы. Он вообще не очень любил пейзаж, предпочитая замкнутый мир мастерской, куда имели доступ только близкие ему люди. Жизнь его прошла в городе, с которым автора связывали очень сложные, противоречивые отношения. Как живописец Рабчинский не мог не восхищаться гармонией и изысканностью красок, благородными пропорциями архитектурных ансамблей Петербурга, величественной Невой. С другой стороны, его угнетало низкое серое небо, длинная суровая зима, хотя, безусловно, его колорит во многом построен на истинно петербургской колористической гамме. Талантливый художник, подобно своему кумиру Ван Гогу, он мечтал о солнце, красочной палитре Юга. Десятилетним мальчиком Валерий поступил в СХШ, а затем на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. После окончания института он стал членом Союза художников, активно участвовал в выставках, его работы привлекали внимание. Однако Рабчинский очень быстро почувствовал себя чужим в жестких рамках существования внутри Союза художников 1970-х–1980-х годов. Не нашел он единомышленников и в сообществе быстро набиравшего силу петербургского «андеграунда». Рабчинский был типичным художником-одиночкой, предпочитающим затворническую, погруженную в проблемы творчества жизнь в мастерской общению, бурным выступлениям и собраниям в Союзе художников. Все реже он принимал участие и в официальных выставках. Лишь немногие понимали его искусство и разделяли его искания, ценили и уважали его за независимость взглядов.

Требовательный к себе до крайности, до беспощадности, Валерий редко оставался доволен результатами работы. Отсюда и мучительный и долгий путь к завершенности картины, который иногда занимал годы. Лишь немногие работы он создал сразу и больше к ним не прикасался. Это являлось свидетельством того, что он был удовлетворен сделанным. Таких произведений в последнее время становилось все больше. Казалось, что наконец художник нашел то, что искал в искусстве всю жизнь, и теперь сможет позволить себе немного отдыха. Но жизнь неожиданно и трагически закончилась…