Курс, призванный способствовать формированию целостного культурного сознания, задуман в духе «Большой истории», когда не только явления человеческой культуры рассматриваются во взаимосвязи, но сам процесс становления и развития общества мыслится частью тех глобальных процессов, в которые вовлечена Земля, Солнечная система, Галактика.

Дело не только в том, что эволюционно человеческая культура появляется в результате благоприятного стечения природных обстоятельств, дело в том, что само представление человека об окружающем мире, его физике, прошлых и будущих трансформациях становится важнейшим детерминирующим сознание фактором, моделью, определяющей конкретный вид культуры, следовательно, влияющей на каждого из нас.

По мнению автора программы, ключевой проблемой в понимании культуры остается проблема специфики человека как духовного существа. Необходимость демистификации понятия духовности и введения его в научный оборот в значительной степени определяет построение курса. Восходящее еще к Тейяру де Шардену понимание духовности как смысловой деятельности, основанной на рефлективности, дает методологию рассмотрения культурных явлений различных эпох. Отношения, в которых находятся три нередуцируемых уровня человеческой идентичности (биологический, социальный и духовно-смысловой) определяют тип ментальности данного общества, задают образ человека в соответствующей культурной традиции, выдвигают на первый план те или иные экзистенциальные вопросы. От полностью интегрированных в социум героев древнего эпоса (когда само общество мыслится носителем вечных ценностных доминант) европейское сознание приходит к современному индивидуалистическому восприятию мира, отличающему социальную практику от морально-этических установок личности. Отношения тождества/нетождественности, исторически возникающие между различными уровнями интегрированности человека в мир, задают богатую палитру научных и художественных исканий, логику которых можно проследить на примере становления и развития европейской культуры.

Не секрет, что современное школьное, а зачастую и высшее, образование не обеспечивает выпускника достаточными культурными навыками, не способствует свободному владению художественным наследием человечества. Смягчить эту ситуацию, ликвидировать определенные пробелы в гуманитарном образовании и призван настоящий курс. Акцент, сделанный в нем именно на европейской культурной традиции (с понятными отступлениями, диктуемыми не географической, а культурной общностью) оправдан тем, что в наше время, как никогда остро стоит вопрос о европейском единстве и европейской идентичности.

 

Курс предназначен:

- всем тем, кто хотел бы разобраться в причинах современного состояния нашего общества, тем, кто обеспокоен его будущим;

- тем, кто ищет альтернативных путей личностного становления, не сводимых к брендам социальной успешности потребительского общества;

- тем, кто озабочен целостностью и широтой своего культурного развития;

- тем, кто хотел бы понять, какую роль играют или должны были бы играть искусство и религия в век торжества науки;

- тем, кто, устав от безудержного размножения социальных мотивов нашего существования, хотел бы усилить смысловую составляющую своей жизни;

- тем, кто озабочен социальными опасностями, подстерегающими наших детей, и стремится противостоять негативным трендам в современном образовании;

- тем, кто ищет содержательного общения, но чувствует себя одиноким.

 

Занятия проводятся раз в неделю по четвергам в пространстве "Клаб хауз" ( пр. Медиков, д.3 ст.м. Петроградская) с 20.00 до 22.00 два раза в месяц.

Курс начинается 22 сентября.

Темы занятий сентябрь-декабрь 2016 года:

  1. Древнегреческая драма. Происхождение театра. Специфика древнегреческой трагедии. Трагический герой. Трагедия Эсхила «Орестея».

  2. Софокл и его трагедия «Царь Эдип».

  3. Трагедии Софокла «Эдип в Колоне» и «Антигона».

  4. Еврипид, его трагедии «Медея» и «Ифигения в Авлиде».

  5. Трагедии Еврипида «Ипполит» и «Вакханки».

  6. Древнегреческая комедия. Аристофан и его комедии «Облака» и «Птицы».

  7. Древние Афины: памятники античного города.

  8. Древнегреческое искусство ранней классики: архитектура и скульптура.