В последние годы в нашей стране наблюдается хоть и не сильный, но устойчивый рост интереса (особенно молодежи) к науке и ее истории. Знания по истории науки также необходимы современному образованному человеку, как и знания по общей истории и истории культуры (собственно наука и есть неотъемлемая часть человеческой культуры). Если же человек глубоко интересуется философией, то без изучения истории науки его философская культура будет неполной и даже ущербной. Вместе с тем с историей науки происходит, увы, то же, что и с общей историей: она является областью идеологического давления разных социальных групп, к науке отношения не имеющих, безграмотных спекуляций и фальсификаций.

Настоящий курс рассчитан на слушателей, которые не имеют специальной математической и естественнонаучной подготовки и знакомы с естествознанием в объеме средней школы. Характерные особенности данного курса, принципиально отличающие его от большинства сходных по тематике лекций, состоят в следующем:

1. Лекции читаются профессиональным историком науки, профессором СПбГУ, автором множества книг и статей, посвященных развитию науки в разные эпохи и в разных регионах.

2. В лекциях история науки подается в контексте истории культуры, что позволяет органично соотнести разные стороны познания природы и оптимальным образом учесть разнообразие интересов и целей слушателей.

 

Занятия проводятся по четвергам раз в две недели в пространстве "Клаб хауз" ( пр. Медиков, д.3 ст.м. Петроградская) с 18.00 до 19.45 два раза в месяц.

Курс начинается 22 сентября.

 

ПЛАН КУРСА

1. КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (VI – V ВВ. ДО Н. Э.). НОМОС И АГОН. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ «НАУКИ О ПРИРОДЕ»;

2. ОСОБЕННОСТИ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПРИРОДА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ;

3. ИЗМЕНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ В X – XII ВВ. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ. ПРИРОДОЗНАНИЕ НА ИСХОДЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ;

4. ПРИРОДА В КУЛЬТУРЕ РЕНЕССАНСА;

5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVI – XVII ВВ.;

6. ФЕНОМЕН ПАТРОНАТА И РАЗВИТИЕ НАУКИ В XVI – XVII ВВ. ОТКРЫТИЯ ГАЛИЛЕЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГО ЭПОХИ. ПРОЦЕСС НАД ГАЛИЛЕЕМ В КОНТЕКСТЕ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКИ XVI – XVII ВВ.;

7. НЬЮТОН – НАТУРФИЛОСОФ, ТЕОЛОГ И АЛХИМИК;

8. ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ;

9. «СОЮЗ УМА И ФУРИЙ»: ФРАНЦУЗСКАЯ НАУКА В ЭПОХУ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ИПЕРВОЙ ИМПЕРИИ;

10. НАУКА В РОССИИ. ФЕНОМЕН ТРАНСПЛАНТИРОВАННОЙ НАУКИ. АКАДЕМИЯ БЛАГИХ НАДЕЖД.

11. ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО ЭНЦИКЛОПЕДИЗМА (ЛОМОНОСОВ И МЕНДЕЛЕЕВ).

12. ЭКСКУРСИЯ В ОДИН ИЗ НАУЧНЫХ МУЗЕЕВ.