Лики русской культуры XVIII столетия

Эпоха просвещения, галантная пора, век «цветка и алмаза» - все это определения, которыми наделяют русский XVIII век. Зачастую именно вкусы и пристрастия правителей и их ближайшего окружения служили главной направляющей в развитии наук и искусств. Курс лекций позволит нам погрузиться в эпоху масштабных преобразований Петра I, вспомнить о роскошных балах времени Елизаветы Петровны, почувствовать, как в Петербурге эпохи Екатерины Великой «следы древнего азиатского великолепия смешивались с европейской утонченностью». О главных событиях и личностях столетия расскажут не только прославленные архитектурные, скульптурные и живописные творения, но и редкие предметы декоративно-прикладного искусства. К ним относятся подлинные петровские костюмы и медицинские инструменты, роскошные ювелирные украшения Елизаветы Петровны, табакерки и столики-бобики времён Екатерины II.
Отдельно будут рассмотрены столь любимые Петром I фейерверки, а также садово-парковое искусство, которому уделяла так много внимания императрица Екатерина Великая и круг близких к ней лиц.

План лекций по курсу «Лики русской культуры XVIII столетия» на январь-май 2019 г.

 

1. Праздничная культура XVIII столетия или праздник как искусство.
XVIII век был известен своими великолепными торжествами. Всё столетие радостные придворные карусели, пышные маскарады и привычные куртаги сменялись печальными погребальными процессиями. Гравюры, портреты, чертежи и воспоминания современников сохранили для нас атмосферу столь важной для галантного века культуры праздника.

 

2. Забытые вещи XVIII столетия.
Лекция посвящена декоративно-прикладному искусству XVIII века. Наверное, ничто так полно не расскажет об ушедшей эпохе, как детали костюмов, предметы мебели (одни только названия кресел и диванов XVIII столетия образуют целую замысловатую систему (!)), и произведения ювелирного искусства. Особый акцент будет сделан на тех вещах, назначение которых покажется современному человеку подлинной исторической загадкой (например, шатлены, табакерки, несессеры и так далее).

 

3. Короткий век Павла I: образ императора в искусстве XVIII - начала XIX веков.
Яков де Санглен в своих «Записках не для современников» писал: «Павел навсегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душою возвышенною, умом просвещенным, пламенной любовью к справедливости, духом рыцаря времен прошедших, он был предметом ужаса для подданных своих». Сегодня представить себе противоречивый образ императора, правившего Россией всего 4,5 года, можно благодаря множеству живописных портретов, воспоминаниям наблюдательных современников и суровым оценкам историков.

 

4. Эхо прошедшего времени: XVIII век глазами мирискусников.
«Мир искусства» – это организация, возникшая в Петербурге в 1898 г. и объединившая художественную элиту России тех лет. Главными участниками объединения были А.Н.Бенуа, С.П.Дягилев, Д.В.Философов, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, М.В.Добужинский и др. Как писал Добужинский, это было «объединение друзей, связанных одинаковой культурой и общим вкусом». Одним из проявлений этого общего вкуса была поэтизация и романтизация русского искусства XVIII века, за что главные участники объединения получили в художественных кругах прозвище «ретроспективных мечтателей». О том, как мирискусники заново открыли для зрителя XVIII век и будет рассказано на лекции.

 

5. Зимний дворец как строение «для единой славы всероссийской».
Зимний дворец служил главной императорской резиденцией с 1762 по 1917 год. За это время архитектура главного всероссийского здания претерпевала многочисленные изменения, которые все дальше уводили облик дворца от первоначального плана Ф.Б. Растрелли. О главных вехах в истории Зимнего с 1762 по 1850-е годы мы и поговорим на лекции.

 

6. Императорские собрания произведений искусства в XVIII – начале XIX столетия.
XVIII век можно смело назвать эпохой коллекционеров. Именно в это время художественное наследие Европы стало достоянием России. Мощный импульс к собирательству, данный Петром I, был подхвачен Екатериной II, ставшей основательницей Эрмитажа. С наступлением XIX столетия императорские собрания были расширены благодаря внукам Екатерины II – Александру I и Николаю I. Об особенностях формирования главных коллекций произведений искусства в России и будет рассказано на лекции.

 

7. Сфера смеха: сатира и карикатура на Россию XVIII-начала XIX века.
А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» писал: «Если бы у нас родился Гогарт (знаменитый английский художник-сатирик Уильям Хогарт), то бы обильное нашел поле на карикатуру». Вслед за восклицанием А.Н. Радищева, мы проследим, как воспринимали российскую империю и её политику в европейских сатирических изданиях.

 

8. Ампир или стиль империи: русское искусство начала XIX столетия.
Сформировавшийся в начале XIX века во Франции стиль ампир являлся лучшим выражением притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство. Как известно, ампир активно насаждался на территории всех стран, завоеванных знаменитым правителем. Однако, как ни парадоксально, именно страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль империи». О том, в чем причина этого явления и о главных особенностях «русского ампира» мы и поговорим на лекции.

 

Место проведения
"Мансарда"(7-я Советская ул., д. 22)
Время проведения
19.00 - 20.30