Лики русской культуры XVIII столетия

Эпоха просвещения, галантная пора, век «цветка и алмаза» - все это определения, которыми наделяют русский XVIII век. Зачастую именно вкусы и пристрастия правителей и их ближайшего окружения служили главной направляющей в развитии наук и искусств. Курс лекций позволит нам погрузиться в эпоху масштабных преобразований Петра I, вспомнить о роскошных балах времени Елизаветы Петровны, почувствовать, как в Петербурге эпохи Екатерины Великой «следы древнего азиатского великолепия смешивались с европейской утонченностью». О главных событиях и личностях столетия расскажут не только прославленные архитектурные, скульптурные и живописные творения, но и редкие предметы декоративно-прикладного искусства. К ним относятся подлинные петровские костюмы и медицинские инструменты, роскошные ювелирные украшения Елизаветы Петровны, табакерки и столики-бобики времён Екатерины II.
Отдельно будут рассмотрены столь любимые Петром I фейерверки, а также садово-парковое искусство, которому уделяла так много внимания императрица Екатерина Великая и круг близких к ней лиц.

План лекций по курсу «Лики русской культуры XVIII столетия» на сентябрь-декабрь 2019 г.

 

1) «Сфинкс, не разгаданный до гроба»: образ императора Александра I в искусстве.
Рождённый в декабре 1777 года, будущий император получил имя Александр по настоянию своей знаменитой бабки - Екатерины Великой. Так, в одном из писем императрица пророчески заметила: «Вы говорите, что ему предстоит выбрать, кому подражать: герою (Александру Македонскому) или святому (Александру Невскому)... Итак, я согласна, что у господина Александра есть лишь один выбор, и от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю - святости или героизма»... Действительно, 24-летнее царствование Александра I несло глубокий отпечаток противоречивой личности самого императора. «К противочувствиям привычен, в лице и жизни арлекин», - так метко охарактеризовал правителя А.С. Пушкин в стихотворении, обращённом к его скульптурному изображению. Именно портреты Александра, воспоминания современников и труды историков помогут нам дать разностороннюю характеристику личности этого самодержца.

2) «Гроза двенадцатого года»: летопись военных событий в произведениях искусства.
Война с Наполеоном воистину составила целую эпоху в истории русского искусства, послужив неподдельным источником вдохновения для архитекторов и мастеров всех жанров и направлений. Тысячи художественных произведений по сей день передают сложности и лишения военного времени, гордость и радость от совершённых побед и, наконец, оглушительный триумф русской армии. На лекции мы попытаемся рассмотреть и выделить главные памятники искусства, связанные с «грозой двенадцатого года».

3) «Царство русского медведя»: образ России в европейской карикатуре первой половины XIX века.
Привычный для европейской карикатуры образ русского медведя в XIX столетии был дополнен новыми волнующими деталями. Победа над Наполеоном, вход русской армии в Париж, священный союз России, Пруссии и Австрии - все эти события не могли не вдохновить метких на сатиру художников. Так, наряду с медведем на раскрашенных листах появляется грозный генерал Мороз (суровый русский климат) и генерал Грязь (распутица), а также вездесущие казаки... Воистину, именно карикатура даёт возможность посмотреть на русскую историю первой половины XIX в. с совершенно другой стороны.

4) Императорские собрания произведений искусства в XIX веке.
После богатого на покупки крупных коллекций XVIII столетия темп, с которым пополнялись императорские собрания, несколько замедлился. Однако в целом императоров Александра I и Николая I можно назвать достойными продолжателями традиций своих знаменитых предшественников. О том, какой линии в вопросе коллекционирования произведений искусства придерживались внуки Екатерины, и пойдёт речь на лекции.

5) Частные коллекции произведений искусства в России конца XVIII - начала XIX веков.
XVIII столетие открыло для представителей высшего света совершенно новые возможности для собирательства. Именно тогда начали формироваться легендарные собрания графов Строгановых и Шуваловых, князей Голицыных и Юсуповых, братьев Орловых и семейств Безбородко и Потёмкина. О главных шедеврах этих частных коллекций, ныне волею судьбы разбросанных по разным музеям, мы и поговорим на лекции.

6) Частные коллекции произведений искусства в России середины XIX века.
К середине XIX века русское частное собирательство переживало новый подъем. Наряду с уже существовавшими родовыми аристократическими собраниями, появились новые уникальные явления - как, например, коллекция герцога Максимилиана Лейхтенбергского и его супруги великой княгини Марии Николаевны. Нельзя не отметить и перемены в социальном составе собирателей. Так, важными игроками на художественном рынке стали молодые дипломаты, не имевшие отношения к старой знати (Николай Хитрово, Дмитрий Татищев, Карл Нессельроде).

7) Николай I и Зимний дворец.
Царствование Николая Павловича стало одной из главных вех в жизни главного символа императорской России - Зимнего дворца. Разрушительный пожар почти полностью уничтожил резиденцию, которая была восстановлена по приказу императора. К этому же времени относится обустройство жилых интерьеров Зимнего дворца, о которых нам дают прекрасное представление созданные в то время акварели. Наконец, сам придворный быт и распорядок был упорядочен и четко урегулирован именно в царствование Николая Павловича.

8) «Волшебство Белой розы»: придворные праздники эпохи Николая I.
Несмотря на то, что император Николай I вошёл в историю как любитель парадов и муштры, именно в его царствование в России и Пруссии устраивались дивные придворные маскарады и карусели, где главную роль играла супруга императора Александра Фёдоровна. Благодаря сохранившимся свидетельствам современников и произведениям искусства, мы до сих пор можем проникнуться атмосферой этих торжеств, вдохновлённых поэтическими произведениями и идеалами эпохи рыцарства.

Место проведения
"Комета" (ул. Чайковского, д. 25)
Время проведения
19.00 - 20.30