Античная пайдейя: в поисках человека

Мы снова обращаемся к началам, к началам европейского мира, артикулированным и засвидетельствованным в текстах (влияния, без которых эти начала возможно не обрели бы своей плоти, мы рассматривать не будем, во-первых, потому что это отвлекло бы нас от главного пути, во-вторых, и это самое существенное, рассматривать культуру с точки зрения влияний на нее других культур, хотя и важных для ее становления и, бесспорно, заслуживающих отдельного внимания, значило бы то же самое, что, говоря языком Аристотеля, рассматривать вещь не в аспекте ее формы, а в аспекте ее материи, в аспекте важном, поскольку материя должна быть соответствующей, но не решающем: сущность явления все-таки проявляет себя своей форме). Перспектива, определяющая траекторию нашего курса, диктуется исходным пунктом движения, и это пункт – феномен пайдейи. Сквозь призму пайдейи мы и станем читать античных авторов и воспроизводить их мысль. Diis volentibus (если боги позволят), мы рассмотрим как греческий, так и римский контекст, прольем чуть больше света на то, что уже пытались осветить, но недостаточно. Ближайшая сессия – пять лекций – положит начало. Мы рассмотрим истоки греческой пайдейи: пайдейи сквозь призму философии и философии в перспективе пайдейи.

Раписание занятий.

Стоимость разового посещения: 500 руб.

В стоимость абонемента и разового билета входит возможность живого участия, ссылки на онлайн трансляции, а также записи прошедших лекций.

 

Смотреть:

История философии Древней Греции

Философия Эллинизма

Философия эпохи Эллинизма: сквозь призму романа

Приобрести абонемент

Сезон: январь - май 2022
Количество лекций: 6
Стоимость абонемента
2450 руб.

Оплата производится с помощью платежных систем Visa, MasterCard, МИР

Политика конфиденциальности

План лекций на январь - май 2022

Лекция 1. От дидаскалии к пайдейе, или как практика превращается в теорию

В первой лекции курса мы очертим горизонты и пределы рассмотрения темы, сформулируем основные понятия, определим релевантные тексты; различим дидаскалию и пайдейю.

Лекция 2. «Испытав много перемен» дидаскалия «остановилась, обретя наконец присущую ей природу»

Поговорим о Платоне (разговор в рамках настоящего курса не единственный, не окончательный): тема воспитания в его философии едва ли не ключевая. Тем самым мы нисколько не умаляем значение его мысли, как бы «низводя» ее до вопросов педагогики и пренебрегая тем, что привычно, слишком привычно, вменяется в заслугу этому философу. Мы зададимся вопросом о тех основания, без которых мысль Платона не состоялась бы, в том, что касается воспитания, не состоялась бы определенно, речь о софистике

Лекция 3. Тотальность мимесиса, или начала греческой пайдейи (Часть I)

Мы обсудим ключевое понятие, в котором зафиксирована сущность греческой пайдейи, – подражание (мимесис), – пайдейи не только человека, но и космоса: ведь и он в каком-то смысле воспитывается. В рассмотрении теоретических (философских) оснований мимесиса мы будем опираться, прежде всего, на Платона и Аристотеля.    

Лекция 4. Тотальность мимесиса, или начала греческой пайдейи (Часть II)

Мы поговорим о гомоэротике как пути пайдейи: мужские и женские союзы. Практика воспитания. Релевантными текстами послужат нам эпическая и лирическая поэзия, комедии Аристофана и диалоги Платона. 

Лекция 5. Греческая драма (трагедия и комедия) и пайдейа (Часть I)

В рамках этой встречи мы рассмотрим греческий театр как пайдевтический феномен. Феномен театра мы обсудим в свете мимесиса. Начнем с комедии. 

Лекция 6. Греческая драма (трагедия и комедия) и пайдейа (Часть II)

Продолжаем тему предыдущей лекции: греческая драма. На этот раз рассмотрим феномен пайдейи в его преломлении в греческой трагедии.

 

Место проведения
"Сети" (ул. Рылеева 17-19)
Время проведения
19.00 - 20.30