Философия эпохи Эллинизма: сквозь призму романа

Мы продолжаем заниматься интеллектуальной историей эпохи Эллинизма, той ее частью, которую равно можно назвать и римским периодом: это время встречи, время диалога двух (как минимум) культур, говорящих на разных языках, диалога, в котором каждая культура «собирает» себя. Диалог культур – это и диалог традиций, дискурсивных форм. Неклассический взгляд на классические темы – такова стратегия нашего подхода. И следуем мы, как и в прошлом семестре, по пути античного «романа», новой дискурсивной формы, которая возникает как в области греческого, так и в области римского мира.

Проблемы, которые, возникнув задолго до появления «прозы вымысла», не просто не перестают быть актуальными и для нее, но более того – получают в ней новое истолкование. Наша задача артикулировать эту новизну.    

Начало было положено греческим «романом», произведением Харитона «Повесть о любви Херея и Каллирои». При всей кажущейся незатейливости сюжета и кажущейся же банальности смыслов, текст этот вовсе не так прост. Но это – начало. В дальнейшем, обратившись, к более поздним образцам греческой повествовательной прозы вымысла, мы вернемся к Харитону, чтобы посмотреть на его нарратив взглядом такого человека, которого однажды называли πεπαιδευμένος, или lector doctus, или ученый читатель. Мы станем свидетелями того, как формировалось новое отношение к традиции, истории, месту, времени, а главное – к этосу человека во всей сложности смысловых сплетений, в которые он включен. Мы будем рассматривать произведения, в которых культура задает вопросы самой себе, мы примем участие в диалоге (или диалогах) различных форм пайдейи, мы будем искать истоки идеи humanitas.

Итак, начали мы с произведения, созданного в мире греческого языка, а тем временем в Риме тоже был свой «роман» – «Сатирикон» Петрония. Чтение и комментирование «Сатирикона» в контексте курса, посвященного позднеантичной философии, может показаться странным, однако это имеет смысл хотя бы в качестве в качестве паузы, во время которой мы сможем задуматься о себе как о читателе, как о человеке «традиции» и «культуры».

Наша следующая остановка несколько успокоит тех, кому в силу разных причин показались неубедительными аргументы в защиту позднеантичной прозы вымысла как источника, не просто релевантного, но более того – необходимого для погружения в мир эллинистической и римской философии: мы обратимся к позднеантичному пифагореизму, представленному в романе Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского». Кроме собственно философского содержания, мы обратим внимание на новые нарративные формы.
Далее наш путь будет пролегать через ряд греческих романов, более сложное устройство которых (более сложное, чем устройство романа Харитона) послужило основанием для объединения их в группу собственно софистических романов. Речь пойдет об «Эфесских повестях» Ксенофонта Эфесского и «Эфиопике» Гелиодора, о «Левкиппе и Клитофонте» Ахилла Татия и «Дафнисе и Хлое» Лонга. Читая эти романы, мы будем помнить о том, что наш проект изучения позднеантичной философии в перспективе «романа» связан с куда более общей темой – темой Второй софистики, а потому мы неизбежно будем обращаться к этому феномену (а также к феномену софистики в целом) и предпринимать всяческие усилия для легитимации софистики во всех ее проявлениях как формы философского дискурса. 

А закончим мы эту часть курса погружением в перипетии позднеантичного платонизма, однако текстом, на который мы будем опираться, станет не философский в «привычном» смысле этого слова трактат – им станет роман Апулея «Метаморфозы». 

Чему нас учит такой подход к истории философии? Видеть привычное как странное, деконструировать клише и общие места, уметь ориентироваться в традиции/ях, различать многообразие языков и дискурсов. Быть свободными от догматизма, включаясь в игру интерпретаций.

Раписание занятий.

Стоимость разового посещения: 500 руб.

В стоимость абонемента и разового билета входит возможность живого участия, ссылки на онлайн трансляции, а также записи прошедших лекций.

 

Смотреть:

История философии Древней Греции

Философия Эллинизма

Философия эпохи Эллинизма: сквозь призму романа

Приобрести абонемент

Сезон: сентябрь - декабрь 2021
Количество лекций: 5
Стоимость абонемента
2200 руб.

Оплата производится с помощью платежных систем Visa, MasterCard, МИР

Политика конфиденциальности

План лекций на сентябрь - декабрь 2021 г.

1. Промежуточные итоги курса: теория и практика мимесиса (imitatio) в поздней Античности. Вспоминаем прочитанное.

Временная дистанция, отделяющая нас от нашей последней встречи, была достаточной, чтобы заполнить ее некоторым опытом: опытом новых курсов и текстов, новых вопросов и ответов, опытом размышлений и … опытом забвения. С учетом этой обновленной перспективы мы и приступим к продолжению разговора о позднеантичной прозе, на первый взгляд далекой от философии, – о так называемом «романе». И начнем с припоминания того, о чем речь уже была, продолжим уточнением и более детальным анализом тем, связанным с феноменом Второй софистики – феномена, в свете которого мы вот уже в течение нескольких семестров рассматриваем философию поздней Античности.

 

2. Флавий Филострат «Жизнь Аполлония Тианского». Античный роман и агиография. Роман и жанр деяний. Позднеантичный пифагореизм.

Заявленная лекция отчасти успокоит тех любителей философии, кого повергло в недоумение, а может быть, даже вызвало разочарование как в курсе, так и в лекторе обращение к такому легкомысленному и при первом приближении совершенно не релевантному теме курса – «Философия эпохи Эллинизма» – предмету, как античный «роман». Ведь мы поведем речь о пифагореизме. О позднеантичном пифагореизме. Правда, мы не станем отступать от намеченного ранее пути: мы рассмотрим преломление древней философской традиции в призме софистического романа. Вместе с тем мы воспроизведем общий контекст пифагореизма, непременно вспомним Платона. Это сочинение Флавия Филострата, кроме прочего, дает повод вернуться к разговору о риторике, о сюжете и о новом типе нарратива – агиография и деяния. Слушатели могут догадаться, какие перспективы это открывает.

 

3. Греческие романы, которые считаются софистическими по преимуществу. Общий план: все тот же вопрос – почему «роман»?

Мы приступаем к чтению греческих романов, которые считаются софистическими по преимуществу. Со времени появления романа Харитона «Херей и Каллироя» искусство нарратива усложнилась. Мы рассмотрим как именно. Однако не technē diēgēseōs (техника повествования) сама по себе будет в фокусе нашего внимания, но те смыслы, которые мы сможем извлечь из текстов с учетом этого «искусства словесного построения» (М.К. Мамардашвили). Ксенофонт Эфесский («Эфесские повести»), Гелиодор («Эфиопика»), Ахилл Татий («Левкиппа и Клитофонт»), Лонг («Дафнис и Хлоя») на некоторое время станут нашими героями.

 

4. Греческие романы, которые считаются софистическими по преимуществу. Крупный план: Ксенофонт Эфесский «Эфесские повести», Гелиодор «Эфиопика».

После общих рассуждений, которым была посвящена предыдущая лекция, мы переходим к непосредственному рассмотрению текстов. Начнем с «Эфесских повестей» Ксенофонта Эфесского, затем diis volentibus перейдем к «Эфиопике» Гелиодора.

 

5. Греческие романы, которые считаются софистическими по преимуществу. Крупный план (продолжение): Ахилл Татий «Левкиппа и Клитофонт», Лонг «Дафнис и Хлоя».

Продолжаем чтение романов, следуя логике предыдущих занятий. На этот раз в планах – сочинения Ахилла Татия и Лонга.

 

 

Место проведения
"Комета" (ул. Чайковского, д. 25)
Время проведения
19.00 - 20.30