Философия культуры

Курс "Философия культуры" является второй частью курса философии, читаемого автором как летний пропедевтический курс к курсу "Методология".

Идея такого курса возникла около 2000 г., когда перед автором был поставлен вопрос о создании оптимального курса философии для не философов. Тогда был предложен курс, состоящий из 4 частей (каждая примерно по 30 часов):
1) Эталонные философские тексты;
2) Категории философии;
3) Философия культуры;
4) Философские вопросы специальности (был реализован как "Философские вопросы математической лингвистики").

 

"Философия культуры" - довольно четко очерченная предметная область по существу тяготеющая к проблематике общей культурологии и методологии культурологи, статус которой несколько проблематичен из-за того, что она имеет явную эмпирическую базу (культуру), что отличает её от чистой философии и пересыщена обсуждением ценностей, что определяет её сближение с идеологической доктриной.

 

Данный курс ставит задачи
1) ознакомления слушателей с проблематикой "Философии культуры" как сложившейся предметной области (с краткими экскурсами в историю её становления),
2) представления наиболее актуальных проблем общей культурологии как предмета философствования
3) изложения авторской позиции по наиболее актуальным с его точки зрения проблемам обсуждаемой области.

 

Стоимость 1 лекции - 500 руб.

Стоимость абонемента - 4350 руб.

 

Приобрести абонемент

Сезон: июнь - август 2022
Количество лекций: 10
Стоимость абонемента
4350 руб.

Оплата производится с помощью платежных систем Visa, MasterCard, МИР

Политика конфиденциальности

Лекция 1. Философия культуры как любомудрие в сфере культуры (21.06)

Философия культуры как любомудрие (нефилософская форма философствования). Любомудрие как распространение предметных представлений до универсальных картин мира. Место ценностей в картинах мира. Культура как эмпирическая база философствования.
Представление о культуре. Культура как историко-социальная конкретность форм жизни. Сложность осознания существования культуры.

Пайдейя в Греции. Жэнь в Китае. Поздний Рим – Средние века: культурный – городской. Культура как личное совершенство. Возрождение: культурный – гуманистический. Просвещение: культурный – просвещенный. Вольтер,  Ж.Тюрго, Н.Кондерсе: культурность как разумность. Цель культуры и эвдемонизм.
Критика культуры (Ж.Ж.Руссо). Принятие немецкой классической философией. Разрешение через мораль (И.Кант), эстетику (Ф.Шиллер), диалектику (Г.В.Ф.Гегель). Неокантианская критика (Г.Риккерт, М.Вебер) культурного универсализма.

 

Лекция 2. Культура и самособойность (28.06)

Культура как сфера свободы от самособойности (от "природы"; биологические аналоги и основы культуры; от социального; культура как достояние общества) и инкультурация ("воспитание") как порождение новой самособойности.
Культура как основа творчества и творчество как разрушение старой культуры. Образование, культура и творчество: аспекты взаимоотношения.
Ценности как основание выбора баланса культуры, образования и творчества. Роль религиозных ценностей.

 

Лекция 3. Всеохватность культуры (5.07)

Немецкие романтики (Ф.Шиллер, братья Шлегели, поздний Ф.Шеллинг): две линии трактовки культуры - 1) сравнительно-историческое изучение (В.Гумбольдт и компаративистика); 2) проблема частной антропологии  (И.Г.Гердер и анализ конкретных обычаев).
Марбургская школа неокантианства. Г.Коген. Проблема возможности права, культуры, в т.ч. художественной, эмоциональной, психической и т.д.
Культура как средство порабощения (Ф.Ницше).  Дионисийское и апполоническое. Трагическое и сократическое. Трагедия как проблема культуры: трагическое чувство жизни М. де Унамуно – трагедия культуры по Г.Зиммелю.
Проблема ядра культуры: интуитивное – дискурсивное постижение; допредикативное переживание ("сердце") – рассудочная рефлексия ("голова"); культура как жизнь – культура как дух; философия жизни – сциентизм.  Ч. Сноу «Две культуры».

 

Лекция 4. Строение культуры (12.07)

Философия форм культуры. Морфология культуры.
Проблема символа в культуре (символ оторван от действительности   -  нет действительности вне символа). Символическая природа культуры. Позиции А.Бергсона, К.Юнга, Э.Кассирера. Семиотика культуры. Ю.М.Лотман и Тартуско-Московская школа. Культура как  знаковое закрепление психических переживаний (К. Хорни, Х. Салливан).
Структурная антропология – Э.Сепир, Э.Леви-Стросс.  Структурная антропология и семиотика.
Ф.Боас: культура и язык. А.Кребер: культурные образцы. Культурные образцы как модели приспособления (М.Мид).
Культурная антропология. Социальная антропология (Б.Малиновский, А.Радклиф-Браун).
Оси представления культуры. Доминирующее – не доминирующее. Декларируемое – реализуемое. Высокое – низкое. Явное – тайное (потаенное).
Философия отдельных областей культуры (философия техники, философия художественной культуры, философия повседневности, философия науки, философия языка, философия мифа и т.д.).

 

Лекция 5. Типология и универсалии культуры (19.07)

Н.Я.Данилевский, П.Сорокин, Дж.Тойнби о культурно-исторических типах.
Проблема (транс)культурных инвариантов.  Универсальность структур сознания (Э.Гуссерль).  Что даёт знание матрилокальных матриархальных культур? Лингвистическая относительность Э.Сепира – Б.Уорфа и культура.
Духовная и материальная культура (марксизм). Культура и классовая структура. Отношение культуры к базису и надстройке. Язык и труд. Орудийная деятельность как семиотическая. Национальная по форме интернациональная по содержанию многонациональная социалистическая культура. 

 

Лекция 6. Культура и цивилизация (26.07)

Противостояние культуры и цивилизации (О.Шпенглер). Их взаимодействие и взаимонеобходимость. Дисфункции возникающие при упадке и доминировании цивилизации и культуры. Конфликт культуры и цивилизации как средство проявления их природы. Отношение к обществу и социуму. Варианты взаимодействия в разные эпохи в разных странах.

 

Лекция 7. История культуры (2.08)

Идея линейной эволюции культуры. Ее критика иррационалистами. Концепция «локальных цивилизаций» (О.Шпенглер).
Э.Б.Тайлор. Исторический подход.
Исторические типы культуры. Архаическая культура. Проблема "первобытной культуры". Традиционная культура. Профессиональная культура. Массовая культура.
Культура живых организмов и культура человека. Происхождение культуры и антропогенез.
Культурные циклы. Синкретизм - дифференциация - синтетизм.

 

Лекция 8. Глобализация, локализм, глокализм (9.08)

Представление о глобализации, локализме и глокализме.
Расселение человека, распространение авраамических религий, распространение европейской цивилизации, транспорт, электросвязь, Интернет как инструменты глобализации. Их неизбежность и необходимость.
Локальные культуры и их ценность. Культуры как носители образов мира. Уникальность культур. Взаимодополнительность культур.
Глокализм как результат взаимодействия глобализации и локальных культур. Местные варианты взаимодействия разных тенденции. Локальные действия с учётом глобальных последствий как стратегия.

 

Лекция 9. Взаимодействие культур (16.08)

Проблема взаимодействия культур. Изоляционизм, ксенофобия, шовинизм как следствия борьбы за чистоту культур. Консерватизм и ограничения развития. Синкретизм, эклектика, утрата культурной идентичность как результат хаотического взаимодействия культур. Культурная динамичность при умеренном синкретизме.  Баланс изоляционизма и синкретизма.
Взаимодействие культур и диалог их представителей. Предпосылки взаимодействия: совместное проживание и общие дела.
Мультикультурализм как форма взаимодействия культур в современной цивилизации. Достижения и проблемы.

 

Лекция 10. Культурное и внекультурное (23.08)

Мир без культуры. Как можно представить животных без культуры? Аномия. Бескультурность и внекультурность. Субкультура. Что вне культуры? Культура и религия. Откровение и его отношение к культуре. Философия религии. Открытие как откровение.

Место проведения
Онлайн трансляция
Время проведения
19:00