Голоса луны. История европейской музыки

Упомянутый в названии курса, посвященного музыке и ее взаимодействию с человечеством на протяжении всего его существования, последний фильм Федерико Феллини повествует о нескольких полубезумных, с точки зрения массового общества, героях, обладающих способностью превращать мир несуществующий в нечто реальное, нечто такое, что становится миром сущего, а не мыслимого. На самом деле любой подлинный музыкант – по-своему герой феллиниевского фильма, ведь никакой музыки на самом деле нет. Есть только мертвые точки и палочки на нотоносце, расшифровать которые может далеко не каждый. Музыки нет, но она... бывает! И лишь единицы способны превратить эти мертвые крючки в нечто живое, необъяснимое, действующее гипнотически даже на безнадежно деградировавших людей, в лунатическое звуковое чародейство Орфея, усмирившего Цербера и разжалобившего своим искусством непреклонных, казалось бы, Аида и Персефону (вспомним мимоходом, что фюрер рыдал на операх Верди, а вождь мирового пролетариата восторгался Аппассионатой, на самом деле путая ее с другим сочинением). Музыка - самый нематериальный вид искусства, иллюзия, призрак, доступный лишь одержимым "охотникам за привидениями", и огромной ошибкой было бы говорить о музыкальном произведении как о чем-то законченном и созданным на века, как, скажем, об архитектурном сооружении (знаменательно, что Гете называл архитектуру "застывшей музыкой", фактически, применяя оксюморон, но точно подмечая, что музыка невидима, а архитектура неслышима). Вышесказанное во многом относится и к поэзии, и недаром упоминание о близости этих видов искусства уже давно стало банальностью и общим местом. Музыка рождается только благодаря исполнителю, и зависит от него всецело, поэтому сколько великих исполнителей Аппассионаты есть на свете - столько есть и Аппассионат. Точнее, есть и было... ведь музыка исчезает бесследно, когда исполнитель перестает играть, подобно светящейся картинке в волшебном фонаре. И появление аудиозаписи лишь отчасти решило эту проблему - далеко не все подвластно ее запечатляющей функции... Но тем не менее именно аудиозаписи, подчас редкие и несправедливо забытые, станут для слушателей курса теми лазейками, посредством которых автор постарается раскрыть для них все многообразие мировой музыки -  явления, которому автор курса когда-то осмелился посвятить свою жизнь, явления, которого нет.

Расписание занятий.

Форма оплаты: DONATION

План лекций на  сентябрь - декабрь 2021

24 сентября

Лекция 1. 18.00 – 22.00 Жизнь и творчество Клаудио Монтеверди, часть 3. Оперы "Возвращение Улисса на родину" и «Коронация Поппеи».
Опера «Возвращение Улисса на родину», к сожалению, не так известна как следующий общепризнанный шедевр Монтеверди "Коронация Поппеи". В его последних операх оркестровый аккомпанемент сводится до минимума, и все внимание концентрируется на пронзительной выразительности виртуозного пения. Вот-вот появятся вокальная колоратура, а псалмодирующий речитатив Флорентийской камераты меняется и обогащается драматически, предвосхищая достижения в этой области Глюка и Вагнера.

 

25 сентября

Лекция 2. 16.00 - 18.00. Клавирная музыка Западной Европы конца XVI – НАЧАЛА XVIII вв. От английский вирджиналистов к Куперену Великому

Кратко ознакомившись с ранней органной музыкой Нидерландоа и Италии, мы перенесемся в Англию, где в 1612 году вышел печатный сборник пьес «славных мастеров» У. Бёрда, Дж. Булла и Орландо Гиббонса под названием «Парфения, или Девичьи годы первой музыки, которая была когда-либо напечатана для вёрджинеля». При всей условности и цветистом символизме этого названия, уже в нем отчасти  выражено то чувство новизны, свежести, молодости искусства английских вирджиналистов, которое мы постараемся ощутить, изучая их наиболее интересные произведения. Французские композиторы, в свою очередь, создали свои, альтернативные варианты клавесинного творчества. Франсуа Купереном, подлинным гением в этой области, было написано более 250 пьес, исполняемых в наше время по всему миру как на клавесине, так и на рояле: это словно легкая, воздушная вереница  изящных, пленительных, забавных, грустных, подчас философских, а подчас скорее портретных или жанровых образов, и большая часть из них – незабываемы.

 

Лекция 3. 18.20-20.00 Инструментальная музыка итальянского барокко, часть 1. Арканджело Корелли: гений звукового колорита.

Арканджело Корелли, создатель римской школы скрипичного искусства, завоевал подлинно мировую славу. Вдумчивый и вдохновенный мастер был также большим поклонником живописи, в его собрании картин были полотна Брейгеля и Пуссена. Увлечение живописью несомненно оказало огромное влияние на творчество композитора. Послушаем и восхитимся гениальными «Кончерто гроссо» композитора: незабываемыми живописными полотнами в звуках, и сопоставим их непосредственно с шедеврами других прославленных итальянских гениев: Тициана и Тинторетто.

 

Лекция 4. 20.20 – 22.00 Инструментальная музыка итальянского барокко, часть 2. Антонио Вивальди: знаток музыкальной психологии.

Антонио Вивальди уже в юности приобрел известность как блистательный скрипач-виртуоз. Он станет еще более знаменит как композитор, хотя ему придется пережить свою необыкновенную популярность и умереть в бедности и забвении. Однако в пору своей зрелости Вивальди  был, можно сказать, корифеем музыкальной жизньи Венеции, принимая в ней самое деятельное участие как исполнитель, педагог-скрипач, дирижер оркестра, директор консерватории, необыкновенно плодовитый композитор, автор инструментальных сочинений и опер, постановками которых в значительной степени руководил сам, воспитывая певиц, дирижируя спектаклями, исполняя даже обязанности импресарио. Необыкновенная насыщенность этого беспокойного существования, неиссякаемые, казалось бы, творческие силы, редкостная многосторонность интересов соединялись у Вивальди с проявлениями яркого, несдержанного темперамента — вплоть до поступков, которые производили впечатление легкомысленных и приносили ему в итоге серьезные жизненные осложнения.

 

26 сентября

Лекция 5. 15.00 – 19.00 Забытая легенда итальянского барокко: Алессандро Страделла и его оратория «Святой Иоанн Креститель».

Об итальянском композиторе второй половины XVII века Алессандро Страделле сейчас знают немногие. А между тем музыка А. Страделлы пользовалась широкой известностью и влиянием при его жизни. Его оратории даже оказали некоторое влияние на творчество Генделя. Оратория Страделлы «Святой Иоанн Креститель» - подлинный шедевр музыкального искусства, в котором сочетается невероятная, захватывающая и по сей день виртуозность вокальных партий и подлинная выразительность, глубина содержания. Смерть Страделлы окружена легендами. Считается, что многочисленные любовные похождения Страделлы привели его к гибели от ножа наёмного убийцы, подосланного из мести одним из знатных соперников. В итоге романтическая история жизни и смерти Страделлы сама стала сюжетом для нескольких опер.

 

26 ноября

Лекция 6. 18.00 – 22.00 Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 1: Перселл в контексте английской культуры XVII века

Гениальный классик английской музыки Генри Пёрселл оставил огромное художественное наследие. Однако после смерти композитора его творчество было забыто: в памяти соотечественников долгое время сохранялось лишь его имя, произведения же почти не исполнялись. Пёрселл был придворным композитором, и его имя часто встречается в государственных бумагах, упоми¬нается в реестрах, отчетах, различных записях Вест¬минстерского аббатства, и хотя сведения, заимствованные из этих источников, позволяют нарисовать в общих чертах картину деятельности композитора, составить ясное представление о личности, о характере Пёрселла весьма непросто. Даже вглядываясь в образ, запечатленный на наиболее достоверном из трех портретов композитора, нам приходится признать, что характер модели остается по-прежнему неуловимым. И все же попробуем пробиться к тайне жизни и творчества одного из самых загадочных и притягательных композиторов эпохи барокко.

 

27 ноября

Лекция 7. 16.00 – 17.40 Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 2: опера «Дидона и Эней»

Первый шедевр Перселла, опера «Дидона и Эней», фактически была создана не для профессиональной сцены, а для исполнения в школе. А поскольку школьный спектакль не отличался особой претенциозностью, опера необычно коротка и продолжается немногим более часа. И тем не менее это небольшое сочинение считается одним из высочайших достижений мирового оперного искусства: одна из арий («Плач Дидоны») по своей пронзительности и возвышенной красоте сопоставима с шедеврами Мильтона.

 

Лекция 8. 18.00-19.40 Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 3: оперы «Король Артур» и «Королева фей»

Сюжет оперы «Король Артур» — причудливая, почти сумасшедшая смесь исторических легенд и чистого вымысла. К несчастью, ее музыка не дошла до нас в полном или в достаточно ясном виде. Партитура не была опубликована при жизни Пёрселла, а в рукописях сохранилась не вся музыка, сочиненная к пьесе Дж. Драйдена. Но, тем не менее, лучшие номера оперы, будь то простые песни или сложные контрапунктические построения, демострируют подлинное богатство фантазии композитора.

Партитура оперы «Королева фей»  более двух столетий считалась потерянной, лишь в 1903 году ее обнаружили в библиотеке Королевской музыкальной академии. По масштабу «Королева фей» превосходит все прочие произведения Пёрселла для театра. Хотя она и не обладает целостностью, присущей «Королю Артуру», поскольку в основном представляет собой цепь песен и танцев, ее музыку можно считать еще более зрелым достижением композитора. Сюжет шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь», дающий простор воображению, нашел отклик в душе Пёрселла, и композитор вложил в партитуру всю свою изобретательность.

 

Лекция 9. 20.00 – 22.00. Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 4: оперы «Королева индейцев» и «Буря»

Подобно «Королеве фей», исполнены изящества и выдумки оперы Перселла  «Королева индейцев» и «Буря», в которых автор предстает перед нами во всем блеске своего таланта. Обе оперы, созданные в последний год жизни композитора, демонстрируют окончательное становление его собственного стиля. Технические приемы больше не имеют для него самодовлеющей ценности, он сумел подчинить их своей творческой воле. Пьеса «Королева индейцев» представляет собой адаптацию трагедии Роберта Говарда и Джона Драйдена. Молодой перуанский генерал Монтесума в сражении берет в плен Акациса, мексиканского принца. Инка предлагает ему самому выбрать себе награду, но самонадеянный юноша просит слишком многого — руки его дочери Орации.

Чувство, которое вызывает последнее, по мнению некоторых исследователей, самое совершенное театральное произведение Перселла «Буря», это, конечно, прежде всего восхищение и радость, но вместе с тем и горечь от сознания того, что вскоре столь зрелое и щедрое мастерство должно было поглотиться вечностью из-за безвременной смерти композитора.

Лекция 10. 15.00-16.40 Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 5: вокальное и инструментальное творчество

Помимо песен для спектаклей, Пёрселл сочинил большое число светских песен и дуэтов для домашнего музицирования. Композитор также внес большой вклад в развитие английской церковной музыки. К инструментальной музыке Перселла, не связанной с театром, относятся произведения для двух и более инструментов и сольные пьесы для клавесина и органа. Вообще вся камерная музыка композитора может быть разделена на две части. Первую составляют струнные фантазии, написанные, по-видимому, в 1680 году, вторую — два сборника сонат для двух скрипок, баса и баса-континуо, изданных, соответственно, в 1683 и 1697 годах. Изучению лучших вокальных и инструментальных работ Перселла мы и посвятим последнюю лекцию о творчестве великого английского композитора.

 

Лекция 11. 17.00 - 19.00 Опера во Франции: король придворной оперы Жан Батист Люлли

Распространяясь в XVII веке по Европе, итальянская опера становится на время своего рода образцом в процессе формирования ряда молодых национальных творческих школ. Освобождение от этой зависимости давалось очень тяжело, например, даже английская опера, завоевавшая самостоятельность усилиями великого Пёрселла, вскоре все же сдалась  под натиском итальянских влияний. Лишь Франция XVII века, тоже не игнорировавшая итальянские образцы, вне сомнений, создала свой собственный, самобытный оперный стиль, не похожий на итальянский. «Абсолютным монархом» (или, проще говоря, явным монополистом) французского оперного театра с 1672 года и до конца жизни был композитор Жан-Батист Люлли, рассказу о жизни и творчестве которого и посвящена наша лекция.

Место проведения
"Сети" (ул. Рылеева 17-19)
Время проведения
указано в плане лекций