Голоса луны. История европейской музыки

Упомянутый в названии курса, посвященного музыке и ее взаимодействию с человечеством на протяжении всего его существования, последний фильм Федерико Феллини повествует о нескольких полубезумных, с точки зрения массового общества, героях, обладающих способностью превращать мир несуществующий в нечто реальное, нечто такое, что становится миром сущего, а не мыслимого. На самом деле любой подлинный музыкант – по-своему герой феллиниевского фильма, ведь никакой музыки на самом деле нет. Есть только мертвые точки и палочки на нотоносце, расшифровать которые может далеко не каждый. Музыки нет, но она... бывает! И лишь единицы способны превратить эти мертвые крючки в нечто живое, необъяснимое, действующее гипнотически даже на безнадежно деградировавших людей, в лунатическое звуковое чародейство Орфея, усмирившего Цербера и разжалобившего своим искусством непреклонных, казалось бы, Аида и Персефону (вспомним мимоходом, что фюрер рыдал на операх Верди, а вождь мирового пролетариата восторгался Аппассионатой, на самом деле путая ее с другим сочинением). Музыка - самый нематериальный вид искусства, иллюзия, призрак, доступный лишь одержимым "охотникам за привидениями", и огромной ошибкой было бы говорить о музыкальном произведении как о чем-то законченном и созданным на века, как, скажем, об архитектурном сооружении (знаменательно, что Гете называл архитектуру "застывшей музыкой", фактически, применяя оксюморон, но точно подмечая, что музыка невидима, а архитектура неслышима). Вышесказанное во многом относится и к поэзии, и недаром упоминание о близости этих видов искусства уже давно стало банальностью и общим местом. Музыка рождается только благодаря исполнителю, и зависит от него всецело, поэтому сколько великих исполнителей Аппассионаты есть на свете - столько есть и Аппассионат. Точнее, есть и было... ведь музыка исчезает бесследно, когда исполнитель перестает играть, подобно светящейся картинке в волшебном фонаре. И появление аудиозаписи лишь отчасти решило эту проблему - далеко не все подвластно ее запечатляющей функции... Но тем не менее именно аудиозаписи, подчас редкие и несправедливо забытые, станут для слушателей курса теми лазейками, посредством которых автор постарается раскрыть для них все многообразие мировой музыки -  явления, которому автор курса когда-то осмелился посвятить свою жизнь, явления, которого нет.

 

Форма оплаты: DONATION

План лекций на январь - май 2021

1. Музыкальная культура эпохи Возрождения, Часть 1. Музыка Италии XIV - XVI вв.: Флоренция, Венеция. 
2. Музыкальная культура эпохи Возрождения, часть 2. Музыка Италии XIV - XVI вв.: Рим.
3. Музыкальная культура эпохи Возрождения, часть 3. Музыка Франции: Ars Nova"
4. Музыкальная культура эпохи Возрождения, часть 4. Музыка Англии и Нидерландов XIV - XVI вв.
5. Музыкальная культура эпохи Возрождения, часть 5. Музыка Германии XIV - XVI вв.
6. Музыка барокко в Италии, часть 1.  Рождение оперы, жизненный и творческий путь Клаудио Монтеверди.
7. Музыка барокко в Италии, часть 2. Оперы Клаудио Монтеверди "Орфей" и "Коронация Поппеи".
8. Музыка барокко в Италии, часть 3. Биография и эстетические принципы Арканджело Корелли.
9. Музыка барокко в Италии, часть 4. Творчество Арканджело Корелли. Кончерто Гроссо,
10. Музыка барокко в Италии, часть 5. Биография Антонио Вивальди.
11. Музыка барокко в Италии, часть 6. Произведения Антонио Вивальди, творчество Доменико Скарлатти.
12. Музыка барокко в Англии. Биография и творчество Генри Пёрселла
13. Музыка барокко и рококо во Франции. Творчества Жана Батиста Люлли, Франсуа Куперена.
14. Музыка барокко в Германии. Общая характеристика творчества Иоганна Себастьяна  Баха и Георга Фридриха Генделя.

План лекций на  сентябрь - декабрь 2021

15. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 1. Ранние годы жизни, Арншадт, Мюльхаузен, первые произведения.
16.  "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 2. Годы в Веймаре, клавирные и оркестровые произведения.
17. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 3. Годы в Веймаре, произведения для органа, "Органная книжечка".
18. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 4. Годы в Кётене, музыка для скрипки и виолончели.
19. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 5. Годы в Кётене, Английские и Французские сюиты для клавира.
20. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 6. Годы в Кётене, Бранденбургские концерты.
21. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 7. Годы в Кётене, Хорошо темперированный клавир, том I, прелюдии и фуги 1 - 8.
22. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 8. Годы в Кётене, Хорошо темперированный клавир, том I,  прелюдии и фуги 9 - 16
23. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 9. Годы в Кётене, Хорошо темперированный клавир, том I, прелюдии и фуги 17 - 24.
24. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 10. Годы в Кётене, "Страсти по Иоанну", переезд в Лейпциг.
25. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 11. Годы в Лейпциге, кантаты.
26. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", часть 12. Годы в Лейпциге, "Страсти по Матфею".
27. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха", Klavierübung.
28. "Вселенная Иоганна Себастьяна Баха". Месса си минор.

 

Место проведения
Конференция в Zoom
Время проведения
18.00 - 22.00