Голоса луны. История европейской музыки

Упомянутый в названии курса, посвященного музыке и ее взаимодействию с человечеством на протяжении всего его существования, последний фильм Федерико Феллини повествует о нескольких полубезумных, с точки зрения массового общества, героях, обладающих способностью превращать мир несуществующий в нечто реальное, нечто такое, что становится миром сущего, а не мыслимого. На самом деле любой подлинный музыкант – по-своему герой феллиниевского фильма, ведь никакой музыки на самом деле нет. Есть только мертвые точки и палочки на нотоносце, расшифровать которые может далеко не каждый. Музыки нет, но она... бывает! И лишь единицы способны превратить эти мертвые крючки в нечто живое, необъяснимое, действующее гипнотически даже на безнадежно деградировавших людей, в лунатическое звуковое чародейство Орфея, усмирившего Цербера и разжалобившего своим искусством непреклонных, казалось бы, Аида и Персефону (вспомним мимоходом, что фюрер рыдал на операх Верди, а вождь мирового пролетариата восторгался Аппассионатой, на самом деле путая ее с другим сочинением). Музыка - самый нематериальный вид искусства, иллюзия, призрак, доступный лишь одержимым "охотникам за привидениями", и огромной ошибкой было бы говорить о музыкальном произведении как о чем-то законченном и созданным на века, как, скажем, об архитектурном сооружении (знаменательно, что Гете называл архитектуру "застывшей музыкой", фактически, применяя оксюморон, но точно подмечая, что музыка невидима, а архитектура неслышима). Вышесказанное во многом относится и к поэзии, и недаром упоминание о близости этих видов искусства уже давно стало банальностью и общим местом. Музыка рождается только благодаря исполнителю, и зависит от него всецело, поэтому сколько великих исполнителей Аппассионаты есть на свете - столько есть и Аппассионат. Точнее, есть и было... ведь музыка исчезает бесследно, когда исполнитель перестает играть, подобно светящейся картинке в волшебном фонаре. И появление аудиозаписи лишь отчасти решило эту проблему - далеко не все подвластно ее запечатляющей функции... Но тем не менее именно аудиозаписи, подчас редкие и несправедливо забытые, станут для слушателей курса теми лазейками, посредством которых автор постарается раскрыть для них все многообразие мировой музыки -  явления, которому автор курса когда-то осмелился посвятить свою жизнь, явления, которого нет.

Расписание занятий.

Форма оплаты: DONATION

План лекций на январь - май 2022

28 января

Лекция 1. Арканджело Корелли: гений звукового колорита
Арканджело Корелли, создатель римской школы скрипичного искусства, завоевал подлинно мировую славу. Вдумчивый и вдохновенный мастер был также большим поклонником живописи, в его собрании картин были полотна Брейгеля и Пуссена. Увлечение живописью несомненно оказало огромное влияние на творчество композитора. Послушаем и восхитимся гениальными «Кончерто гроссо» композитора: незабываемыми живописными полотнами в звуках, и сопоставим их непосредственно с шедеврами других прославленных итальянских гениев: Тициана и Тинторетто.

 

29 января

Лекция 2. Забытая легенда итальянского барокко: Алессандро Страделла и его оратория «Святой Иоанн Креститель»

Об итальянском композиторе второй половины 17 века Алессандро Страделле сейчас знают немногие. А между тем музыка А. Страделлы пользовалась широкой известностью и влиянием при его жизни. Его оратории даже оказали некоторое влияние на творчество Генделя. Оратория Страделлы «Святой Иоанн Креститель» - подлинный шедевр музыкального искусства, в котором сочетается невероятная, захватывающая и по сей день виртуозность вокальных партий и подлинная выразительность, глубина содержания. Смерть Страделлы окружена легендами. Считается, что многочисленные любовные похождения Страделлы привели его к гибели от ножа наёмного убийцы, подосланного из мести одним из знатных соперников. В итоге романтическая история жизни и смерти Страделлы сама стала сюжетом для нескольких опер.

Лекция 3. Жизнь и творчество Антонио Кальдары, одного из самых плодовитых композиторов в мире.

 

30 января

Лекция 4. Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 1: Перселл в контексте английской культуры XVII века

Гениальный классик английской музыки Генри Пёрселл оставил огромное художественное наследие. Однако после смерти композитора его творчество было забыто: в памяти соотечественников долгое время сохранялось лишь его имя, произведения же почти не исполнялись. Пёрселл был придворным композитором, и его имя часто встречается в государственных бумагах, упоми¬нается в реестрах, отчетах, различных записях Вест¬минстерского аббатства, и хотя сведения, заимствованные из этих источников, позволяют нарисовать в общих чертах картину деятельности композитора, составить ясное представление о личности, о характере Пёрселла весьма непросто. Даже вглядываясь в образ, запечатленный на наиболее достоверном из трех портретов композитора, нам приходится признать, что характер модели остается по-прежнему неуловимым. И все же попробуем пробиться к тайне жизни и творчества одного из самых загадочных и притягательных композиторов эпохи барокко.

Лекция 5. Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 2: Опера «Дидона и Эней»

Первый шедевр Перселла, опера «Дидона и Эней», фактически была создана не для профессиональной сцены, а для исполнения в школе. А поскольку школьный спектакль не отличался особой претенциозностью, опера необычно коротка и продолжается немногим более часа. И тем не менее это небольшое сочинение считается одним из высочайших достижений мирового оперного искусства: одна из арий («Плач Дидоны») по своей пронзительности и возвышенной красоте сопоставима с шедеврами Мильтона.

 

15 апреля

Лекция 6. Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 3. Семи-оперы «Король Артур», «Королева фей», «Королева индейцев» и «Буря»

Сюжет оперы-маски «Король Артур» — причудливая, почти сумасшедшая смесь исторических легенд и чистого вымысла. К несчастью, ее музыка не дошла до нас в полном или в достаточно ясном виде. Партитура не была опубликована при жизни Пёрселла, а в рукописях сохранилась не вся музыка, сочиненная к пьесе Дж. Драйдена. Но, тем не менее, лучшие номера оперы, будь то простые песни или сложные контрапунктические построения, демострируют подлинное богатство фантазии композитора.  Партитура оперы «Королева фей» более двух столетий считалась потерянной, лишь в 1903 году ее обнаружили в библиотеке Королевской музыкальной академии. По масштабу «Королева фей» превосходит все прочие произведения Пёрселла для театра. Хотя она и не обладает целостностью, присущей «Королю Артуру», поскольку в основном представляет собой цепь песен и танцев, ее музыку можно считать еще более зрелым достижением композитора. Сюжет шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь», дающий простор воображению, нашел отклик в душе Пёрселла, и композитор вложил в партитуру всю свою изобретательность. Исполнены изящества и выдумки оперы Перселла «Королева индейцев» и «Буря», в которых автор предстает перед нами во всем блеске своего таланта. Обе оперы, созданные в последний год жизни композитора, демонстрируют окончательное становление его собственного стиля.

 

16 апреля

Лекция 7. Жизнь и творчество Генри Перселла, часть 4

Вокальное и инструментальное творчество. Помимо песен для спектаклей, Пёрселл сочинил большое число светских песен и дуэтов для домашнего музицирования. Композитор также внес большой вклад в развитие английской церковной музыки. К инструментальной музыке Перселла, не связанной с театром, относятся произведения для двух и более инструментов и сольные пьесы для клавесина и органа. Вообще вся камерная музыка композитора может быть разделена на две части. Первую составляют струнные фантазии, написанные, по-видимому, в 1680 году, вторую — два сборника сонат для двух скрипок, баса и баса-континуо, изданных, соответственно, в 1683 и 1697 годах. Изучению лучших вокальных и инструментальных работ Перселла мы и посвятим последнюю лекцию о творчестве великого английского композитора.

Лекция 8. Жизнь и творчество Антонио Вивальди, часть 1. Инструментальные концерты, concerti grossi.

 

17 апреля

Лекция 9. Жизнь и творчество Антонио Вивальди, часть 2. Скрипичные концерты «Времена года»

Лекция 10. Жизнь и творчество Антонио Вивальди, часть 3. Оперное творчество

 

Место проведения
"Сети" (ул. Рылеева 17-19)
Время проведения
пт 18.00 - 22.00 сб 16.00 - 22.00 вс 15.00 - 20.00