Голоса луны. Музыка, которой не было в каменном веке и которой нет до сих пор

Упомянутый в названии курса, посвященного музыке и ее взаимодействию с человечеством на протяжении всего его существования, последний фильм Федерико Феллини повествует о нескольких полубезумных, с точки зрения массового общества, героях, обладающих способностью превращать мир несуществующий в нечто реальное, нечто такое, что становится миром сущего, а не мыслимого. На самом деле любой подлинный музыкант – по-своему герой феллиниевского фильма, ведь никакой музыки на самом деле нет. Есть только мертвые точки и палочки на нотоносце, расшифровать которые может далеко не каждый. Музыки нет, но она... бывает! И лишь единицы способны превратить эти мертвые крючки в нечто живое, необъяснимое, действующее гипнотически даже на безнадежно деградировавших людей, в лунатическое звуковое чародейство Орфея, усмирившего Цербера и разжалобившего своим искусством непреклонных, казалось бы, Аида и Персефону (вспомним мимоходом, что фюрер рыдал на операх Верди, а вождь мирового пролетариата восторгался Аппассионатой, на самом деле путая ее с другим сочинением). Музыка - самый нематериальный вид искусства, иллюзия, призрак, доступный лишь одержимым "охотникам за привидениями", и огромной ошибкой было бы говорить о музыкальном произведении как о чем-то законченном и созданным на века, как, скажем, об архитектурном сооружении (знаменательно, что Гете называл архитектуру "застывшей музыкой", фактически, применяя оксюморон, но точно подмечая, что музыка невидима, а архитектура неслышима). Вышесказанное во многом относится и к поэзии, и недаром упоминание о близости этих видов искусства уже давно стало банальностью и общим местом. Музыка рождается только благодаря исполнителю, и зависит от него всецело, поэтому сколько великих исполнителей Аппассионаты есть на свете - столько есть и Аппассионат. Точнее, есть и было... ведь музыка исчезает бесследно, когда исполнитель перестает играть, подобно светящейся картинке в волшебном фонаре. И появление аудиозаписи лишь отчасти решило эту проблему - далеко не все подвластно ее запечатляющей функции... Но тем не менее именно аудиозаписи, подчас редкие и несправедливо забытые, станут для слушателей курса теми лазейками, посредством которых автор постарается раскрыть для них все многообразие мировой музыки -  явления, которому автор курса когда-то осмелился посвятить свою жизнь, явления, которого нет.

 

Форма оплаты: DONATION

План лекций на  январь-май 2020 г.

 

21. 02.

18.00 " Вера от слышания". Что такое музыка."

19.00 " Власть ритма. Музыка первобытного человека"

20.00 "Музыка древнего мира. Орфей, Дионис и Аполлон как первообразы классической музыки"

 

22.02

14.00 "День гнева. Музыкальная культура средневековья".

16.00 "Музыка эпохи Возрождения. Часть 1. Нидерланды. "Пророчества сивилл"

17. 00 "Музыка эпохи Возрождения. Часть 2. Италия. Миротворец и "нежный убийца": Палестрина и ди Веноза

18.00. "Итальянское барокко: под музыку Вивальди"

 

23.02

18.00 "Будоражащая витальность: музыка эпохи барокко в Англии, Франции и Германии"

20.00. "Ожившая Вселенная. Жизнь и творчество И. С. Баха. Часть 1. Ранние годы. Эйзенах, Люнебург, Арнштадт, Мюльхаузен"

 

15.05.

18.00. "Ожившая Вселенная. Жизнь и творчество И. С. Баха. Часть 2. Веймарский период, органные сочинения и ранние кантаты".

20.00. "Ожившая Вселенная. Жизнь и творчество И. С. Баха. Часть 3. Кетенский период, сюитные циклы и концерты для клавира".

 

16.05.

14.00 "Ожившая Вселенная. Жизнь и творчество И. С. Баха. Часть 4. Кетенский период. Хорошо темперированный клавир"

16.00 "Ожившая Вселенная. Жизнь и творчество И. С. Баха. Часть 5. Кетенский период, Бранденбургские концерты и другие произведения"

18.00 "Ожившая Вселенная. Жизнь и творчество И. С. Баха. Часть 6. Лейпцигский период. Страсти по Иоанну"

 

17.05

18.00. "Ожившая Вселенная. Жизнь и творчество И. С. Баха. Часть 7. Лейпцигский период. Страсти по Матфею"

20.30. "Ожившая Вселенная. Жизнь и творчество И. С. Баха. Часть 8. Лейпцигский период. Поздние кантаты"

Место проведения
"Комета" (ул. Чайковского, д. 25)
Время проведения