Искусство эпохи рококо и Просвещения

Галантный XVIII век - эпоха рококо, когда игровое начало вторгается и в повседневную культуру, и в искусство: в архитектуре доминирует тип изысканного небольшого дворца в тени сада и изящного паркового павильона, в моде - неожиданные сочетания форм и цветов, трансформация пропорций, костюм приобретает театральное звучание, в прикладных искусствах царствует фарфор. Живопись становится отражением фантазии, грёзы, обмана, игры, господствует светское начало.  Возникает увлечение восточными мотивами - шинуазри, сельской тематикой - пастораль. Искусство превращается в бегство от действительности в иллюзорный мир мечты. Просвещение, напротив, ценит разум, рациональное начало подавляет чувство, в середине XVIII столетия реалистические тенденции и новая волна классицизма формируют образный язык искусства. Античная мифология и историческая тематика, академическая система и понятие о высоком идеале отражены в художественных практиках второй половины века. Просвещение превозносит естественное и разумное, развивается бытовой жанр, портрет и пейзаж. В скульптуре античные реминисценции подавляют рокайльную декоративность.  На рубеже XVIII - XIX вв. яркий взлёт классицизма и формирование эстетических принципов эпохи ампир порождает новое отношение и к сюжетной стороне, и к художественной форме.

Расписание занятий.

Стоимость разового занятия 350 руб. 

Смотреть:

Предыдущие лекции

Искусство Возрождения в Европе

Приобрести абонемент

Сезон: сентябрь - декабрь 2021
Количество лекций: 7
Стоимость абонемента
2100 руб.

Оплата производится с помощью платежных систем Visa, MasterCard, МИР

Политика конфиденциальности

План на сентябрь - декабрь 2021 г.

1. Ян Вермеер Делфтский и голландская живопись XVII  века

Творчество Яна Вермеера Делфтского занимает особое место в истории искусства, этот мастер, оставивший потомкам чуть более тридцати картин, изображающих преимущественно бытовые сцены в чуть тронутых солнцем интерьерах, стал символом мастера, погруженного в осмысление живописной ткани бытия. Спокойные и неспешные сцены будто-бы погружены в дрёму, его героини отдыхают и музицируют, читают письма и перебирают украшения, кокетничают с кавалерами или трудятся, на всём лежит ощущение застывшего мгновения, на редкость умиротворённого и мелодичного. Пейзажи Вермеера поражают пульсацией света, преображающего городские виды, одухотворяющего их. Художник подводит незримую черту под историей голландского искусства XVII столетия. Его предшественники и современники получили прозвище "малых голландцев" за небольшие камерные полотна, которые создавались для уютных голландских домов. Это и бытовые сюжеты, и религиозные сцены, и портреты, городские и сельские пейзажи, анималистические мотивы и натюрморты. Это плеяда живописцев высочайшего профессионализма, ярких, весёлых, динамичных. В Голландии XVII века работали жанристы Адран ван Остаде, Ян Стен, Герард Терборх, Питер де Хох, мастера пейзажа -  Ян ван Гойен и Якоб ван Рёйсдал, авторы натюрмортов - Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Виллем Кальф.

 

2. Творчество Никола Пуссена и французское искусство XVII века
Эпоха Людовика XIV - время расцвета национальной культуры, в этот период Франция становится законодательницей мод, в том числе и в искусстве. Пышность и декоративность барокко уступают место строгой упорядоченности классицизма. Французская Академия художеств задаёт тон в области современного искусства, основанного на следовании идеалам прошлого и умении работать с натурой. В динамичной и разнообразной художественной жизни Франции есть место и караваджизму, и крестьянскому жанру братьев Ленен, и острой реалистичности образов Жоржа де Ла Тура. Эпоха Версаля порождает сложное взаимодействие барочных и академических приёмов, нашедших воплощение в произведениях Шарля Лебрена и матеров Академии. Творческий гений Никола Пуссена позволил мастеру создать свой уникальный  творческий метод, основанный на диалоге с античностью,  на рациональном понимании формы, на приоритете рисунка и композиции. В пейзажной живописи линию классицизма продолжил  Клод Лоррен.

 

3. Искусство эпохи рококо и Просвещения: общая характеристика
Галантный XVIII век - эпоха рококо, когда игровое начало вторгается и в повседневную культуру, и в искусство: в архитектуре доминирует тип изысканного небольшого дворца в тени сада и изящного паркового павильона, в моде - неожиданные сочетания форм и цветов, трансформация пропорций, костюм приобретает театральное  звучание, в прикладных искусствах царствует фарфор. Живопись становится отражением фантазии, грёзы, обмана, игры, господствует светское начало.  Возникает увлечение восточными мотивами - шинуазри,  сельской тематикой - пастораль. Искусство превращается в бегство от действительности в иллюзорный мир мечты. Просвещение, напротив, ценит разум, рациональное начало подавляет чувство, в середине XVIII столетия реалистические  тенденции и новая волна классицизма формируют образный язык искусства. Античная мифология и историческая тематика, академическая система и понятие о высоком идеале отражены в художественных практиках второй половины века. Просвещение превозносит естественное и разумное, развивается бытовой жанр, портрет и пейзаж. В скульптуре античные реминисценции подавляют рокайльную декоративность.  На рубеже XVIII - XIX вв. яркий взлёт классицизма и формирование эстетических принципов эпохи ампир порождает новое отношение и к сюжетной стороне, и к художественной форме.

 

4. Творчество Дж.Б. Тьеполо и итальянская живопись  XVIII века
Творчество Дж.Б. Тьеполо подводит итог художественным исканиям эпохи позднего барокко и продолжает традиции венецианской школы живописи  с её сочным и декоративным колоритом, сложными композиционными построениями и динамичным пространством. Мастер масштабных росписей, он привнёс в монументально-декоративное искусство эпохи лёгкость, игру, свободу, характерные для XVIII столетия. Праздничная Венеция с её каналами и палаццо, карнавалами и театральной жизнью, весёлой живописной толпой и многочисленными чужестранцами из далёких земель становится главной темой мастеров городского пейзажа - ведуты - Антонио Канале, Бернардо Беллотто, Франческо Гварди. Жанровая живопись порождает изящные и игривые сценки, изображающий праздничную жизнь венецианцев, наслаждающихся жизнью, флиртующих, отправляющихся в театр ли в гости. Искусство Рима, напротив, устремлено к идеалам античной древности, отличается строгостью и лаконизмом, устремлением к классическому началу и интересом к наследию прошлого. Дж.Б. Пиранези - виртуозный график, гравёр, запечатлевший Вечный город в его истории и современности.

 

5. Французское искусство XVIII века: от рококо к Просвещению
В  XVIII столетии Франция становится законодательницей мод - и в области костюма, и в философии, и в дворцовом строительстве и в области искусства. В начале столетия в изящном и немного грустном творчестве Антуана Ватто темы "галантных праздников", изображающих кавалеров и дам на лоне природы, формируют новое отношение к живописи. Лёгкая и живая кисть мастера создаёт мягкие переходы тона, туманную атмосферу, прозрачный и приглушенный колорит. Последователи мастера - Никола Ланкре, Ж.-Б. Патер сохранят скорее сюжетную составляющую, но не манеру мастера. Эстетика рококо в полной мере отразится в творчестве Франсуа Буше и Ж.-О. Фрагонара. Идеи Просвещения воплощены в творчестве Ж.Б.С. Шардена и Ж.Б. Грёза - жанровая тематика, назидательное начало, интерес к современности. Грёз в своих работах нередко склонен к сентиментализму, Шарден поражает богатством и своеобразием сложного колорита. Ж.А. Гудон достиг высот в обрасти скульптурного портрета, Э.М. Фальконе - автор изящных скульптур на темы античной мифологии и масштабного "Медного всадника".  В области пластики во французском искусстве рокайльная стилистика сочетается с классицистическим началом.

 

6. У. Хогарт и английская школа живописи в XVIII веке
Английская школа живописи сформировалась в  XVIII столетии, именно в эпоху Просвещения национальная художественная традиция обретает собственный неповторимый язык, стилистическую самобытность и своеобразие тематики. Уильям Хогарт - график и живописец, создававший серии произведений на социально значимые сюжеты, отражающие нравственные и политические проблемы современного общества. Творчество У.Хогарта, назидательное и сатиричное в своей основе, отражает особенности английского Просвещения. Президент Академии художеств Джошуа Рейнольдс - виртуозный портретист и мастер исторических композиций - художник масштабной формы, сродни европейским академическим мастерам. Томас Гейнсборо - художник мимолётностей и недосказанностей, в равной мере отразивший и поздние черты рококо, и тенденции сентиментализма, его портреты трогательны и гармоничны, герои пребывают на лоне природы, его пейзажи старой Англии предвосхищают искания в области колорита и света мастеров следующего столетия.

 

7. Немецкое искусство XVII - XVIII веков
В истории немецкого искусства эпоха барокко, рококо и классицизма - период крайне разнообразный, лишенный, как и сама Германия, целостности и единства общей стилистической эволюции. На рубеже XVI - XVII вв. маньеристические тенденции с их деформацией пространства и декоративностью ритмов, бестелесностью фигур и умозрительностью сюжетов достигают апогея в творчестве Адама Эльсхеймера. Барокко нашло своё отражение в живописных и пластических работах братьев Азам и в скульптуре Андреаса Шлютера. Тенденции натурализма воплощены в образах стариков Балтазара Доннера. Известный теоретик искусства Иоахим фон Зандрарт эклектичен в стилистике и манере, в его творчестве барочные реминисценции перекликаются с приёмами голландского реализма и академическими принципами. Классицистическая линия со всей полнотой и выразительностью отражена в творчестве Антона Рафаэля Менгса и Ангелики Кауфман.

 

 

 

Место проведения
"Сети" (ул. Рылеева 17-19)
Время проведения
20.30 - 22.00