Искусство XIX века

Цикл лекций призван поведать о состоянии искусства в ту эпоху, при начале которой великий Гегель провозгласил смерть или, вернее, полную исчерпанность художественного творчества. И такое суждение в определенный момент могло показаться совершено тривиальным – когда, к примеру, к началу второй трети века один лишь Делакруа мог быть назван художником, достойным сравнения со старыми мастерами. Искусство выбралось из этой «демографической ямы», обретя вновь целый ряд блестящих имен, однако же, не без потерь. Важнейшие атрибуты классического искусства, такие, как замкнутая, самодостаточная, совершенная композиция, оказались безвозвратно потерянными – когда на смену застою явились стремительные перемены. И все это происходило на крошечной территории нескольких кварталов одного лишь города, ибо европейское искусство съежилось до пределов одной страны, высочайшая централизация которой позволяет говорить уже только об искусстве ее столицы, как достойном внимания. В этой исключительной плотности творческой материи затаилась энергия для грядущей революции авангарда, и вот эти истоки истории современного искусства мы и попробуем рассмотреть в рамках данного курса.

Расписание занятий.

Стоимость разового занятия: 450 руб.

Архитектура эпохи Возрождения

XX век: Архитектура

Приобрести абонемент

Сезон: январь - май 2022
Количество лекций: 6
Стоимость абонемента
2250 руб.

Оплата производится с помощью платежных систем Visa, MasterCard, МИР

Политика конфиденциальности

План на январь - май 2022

Лекция 1. Гойя и предромантизм

Пожалуй, первый живописец, поместивший в центр творчество нечто ужасное, что далеко не всегда принадлежит очевидно к категории пресловутых чудовищ. Иногда в этой роли оказываются вполне обыкновенные представители аристократии, ставшие героями парадных портретов, исполненных испанцем с изрядной долей цинизма. Что стоит за таким влечением к безобразному, бесформенному, безумному? Одно лишь тяготение к крайностям, желание исследовать границы допустимого в искусстве? Или же неспособность воспринимать всерьез привычные требования и нормы исчерпавшего себя академизма? А заодно и всей остальной культуры прошлого?

Лекция 2. Неоклассицизм, академизм, салон

Предмет нашего рассмотрения здесь – поистине темная сторона искусства XIX столетия – все то, что занимало в нем некогда центральное положение, теперь же интересно либо социологам, либо поклонникам плохого искусства, с особым удовольствием рассматривающим всевозможные проявления масскульта – до появления самого этого термина. Тупиковый путь искусства Нового времени – попытка сохранить любой ценой столь второстепенный его элемент как традиционные схемы построения картины, в действительности, давно уже обессмысленные. Но многое, что было создано на этом пути, достойно внимания, как не преодоленные до сей поры риски впадения в китч и безвкусицу, что подстерегают в не меньшей мере (пусть и в другом обличии) наших современников тоже.

 

Лекция 3. Жерико и Делакруа

Безвременная кончина одного мастера, оставила другого наедине с непреподъемным грузом проблем, что ставил перед ним его век – в прежние времена рядом бы трудились еще какие-нибудь мастера, но Делакруа оказался в положении самого несчастного, ибо совершенно одинокого художника, по-настоящему непонятого и недооцененного по сей день. Пожалуй, вся глубина и трагическая сложность его внутреннего мира остается несовместимой с нашими представлениями о «гении» или вообще о «творческой личности», которые тот явно превосходит. Но именно ему было суждено пронести факел творчество сквозь самые темные времена, когда никто уже, казалось, не был способен заниматься решением живописных проблем, погрязнув в сугубой риторике.

Лекция 4. Пейзаж в XIX в.

Если в XVII столетии – а это первый период расцвета пейзажа – данный жанр гармонично сосуществовал с другими, то в позапрошлом столетии именно он занял исключительно большое место, пожалуй, в силу, прежде всего, своей практически полной свободы от воздействия салона. Вернее, такая свобода была возможна – вот только она требовала отказа от выражения какого бы то ни было идейного содержания в пользу, вероятно, простой демонстрации «красоты мира» или же «красоты родного края», как обычно и объясняют пейзаж (скажем, в отечественном искусстве). Или его значение все-таки гораздо глубже?

Лекция 5. Курбе

Если Делакруа представляется фигурой деликатной, даже хрупкой и, безусловно, чрезвычайно замкнутой, – что едва ли способствует пониманию его творчества – то в лице Курбе мы сталкиваемся с агрессией, даже хулиганством, так что величие и уникальность этого живописца также могу легко ускользнуть от поверхностного взгляда. Но странное, почти девиантное поведение Курбе соседствовали с на удивление традиционной манерой, позволяющей говорить теперь о нем, как о последнем живописце, способном к созданию поистине монументальных полотен, каких после него в искусстве уже быть не могло.

Лекция 6. Домье и скульптура XIX в.

Кто бы мог подумать, что один из наиболее виртуозных графиков в истории искусства, впрочем, графиков гротескных, не способных или не желающих демонстрировать совершенство человеческого тела, скорее наоборот, окажет столь мощное влияние на развитие скульптуры. Поначалу его творения в этой сфере казались настолько нетипичными, можно даже сказать, неформатными, что никто их и не воспринял как утверждение нового пластического идеала, а, стало быть, и как угрозу традиционным ценностям. Понадобилось следующее столетие с его причудливым скульптурным (и не только) опытом, чтобы великие открытия Домье обнаружили свое, в самом деле, провидческое значение.

Место проведения
"Сети" (ул. Рылеева 17-19)
Время проведения
19.00 - 20.30