История и герменевтика мирового кино

Как правило, у любого человека, в той или иной степени интересующегося искусством, есть ряд любимых фильмов, ну или хотя бы один. Вполне естественным для него окажется желание узнать побольше о полюбившемся ему произведении, вникнуть в его глубинные смыслы, узнать важную информацию об истории его создания, сопоставить его с другими кинолентами этого периода. Но что же он найдет в книжных магазинах, в разделах, посвященных кино?

В лучшем случае это будут сборники кратких очерков и рецензий на те или иные, зачастую далеко не самые значительные фильмы. Если очень повезёт - удастся "поймать" биографию того или иного кинорежиссера или актера или сборник его интервью и воспоминаний. Можно встретить и предельно краткие, обзорные книги по истории кино. Но эти издания весьма малочисленны, и, к сожалению, нередко довольно безсодержательны. Разумеется, есть и очень хорошие книги, но вот их-то, как правило, очень нелегко найти - они выпускаются маленькими тиражами и на витринах не задерживаются. Самое главное и самое печальное состоит в том, что многотомного, подробного и концептуального издания, которого давно уже заслуживает история киноискусства, найти вообще невозможно - его просто нет. По мнению издателей, оно не окупится - спросом пользуются скорее справочники или краткие учебные пособия.

Конечно, заинтересовавшийся киноискусством человек попробует почерпнуть знания о фильмах на просторах интернета, но, увы, там дела обстоят не лучше. Известные сайты, посвященные кино, конечно, могут оказаться полезными в поисках чисто фактической информации (хотя и тут нередки курьёзы), но на этом их функции, как правило, исчерпываются. Искать же подлинное содержание в океане околокинематографических впечатлений и рассуждений, характерных для Рунета - дело неблагодарное.

Предлагаемый Вашему вниманию курс - это в первую очередь попытка обратиться к Истории Кино не как к "вещи в себе", некой узкоспециальной науке, в представлении которой киноязык эволюционировал просто вследствие устаревания тех или иных кинематографических приемов и изобретения других, эффективнее воздействующих на публику, вкусы которой следует отследить и обозначить. Кино необходимо в первую очередь рассматривать не как технический феномен и мощный инструмент для воздействия на публику (как массовую, так и интеллектуалов), а как уникальное явление в контексте всеобщей истории человеческой культуры, как дарованный Богом способ мышления и познания, искусство, синтетически объединившее многие другие виды художественной деятельности человека и в то же время в своей самобытности не похожее ни на один из них. Не торопясь, шаг за шагом, сочетая подробный исторический подход с интуитивным творческим взглядом, мы попробуем войти во "вторую реальность" кинематографа и постараемся расшифровать тот скрытый месседж, который всегда присутствует в лучших образцах как авторского, так и развлекательного кинематографа. Автор курса искренне надеется, что в процессе творческого общения с аудиторией ему удастся помочь слушателям наиболее полноценно выстроить иерархию в безбрежном океане аудиовизуальной культуры и разделить со слушателями свою любовь к кино.

 

Форма оплаты: DONATION

План лекций на январь - май 2020 г.

 

24. 01. 
18.00. "Кинематограф Швеции, 1914-1920: Природа и человек. Над вечным покоем".
Моря, озера, реки, горы, порывы ветра, снегопады, водопады... Можно ли представить себе жизнь без всего этого? Да, будет жизнь без души, или жизнь без жизни. Жителю мегаполиса это не так уж трудно это представить. А кино можно представить без этого? Да, будет безжизненное и бездушное кино. А ведь когда-то кинематографисты Швеции, подхватив находки великого лирика американских пейзажей Томаса Инса, сделали столь многое для того, чтобы вдохнуть жизнь в кино через обращение к захватывающим природным явлениям, которые стали самостоятельными героями их фильмов. США, впрочем, быстро опомнятся, перекупив к себе в Голливуд талантливых шведских кинематографистов и оставив обескровленную европейскую страну десятилетиями дожидаться появления величайшего в своей истории гения кино...

20.00. "Рождение Голливуда, часть 1: Земля обетованная. 1911-1918".
Боссы голливудских киностудий сейчас многим известны как финансовые воротилы, влиятельные и весьма богатые магнаты. И мало кто вспоминает о том, что создавалась эта фабрика грез горсткой эмигрантов, прибывших из Европы без гроша в кармане. И всего за десять лет деревня рядом с мексиканской границей превратилась в центр мировой киноиндустрии. Образовались крупные кинокомпании, действующие и сегодня, прославились на весь мир кинозвезды: Теда Бара, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбэнкс, ЛилианГиш... Удерживая в памяти уже знакомые нам обстоятельства жизни и творчества Д. У. Гриффита и Т. Х. Инса, самых выдающихся фигур в американском кино десятых годов, обратимся и к другим, также весьма  интересным страницам этого удивительного периода в истории кинематографа.

21.00. "Рождение Голливуда, часть 2: Америка смеется. Комики десятых годов, 1909 - 1919"
Затрещины, пинки под... пятую точку, торты, летящие в лицо - кто не знает типичных приемов первых американских комедий? Только мало кто задумывается над тем, что большинство этих "хулиганских действий" направлено против полицейских... и это отнюдь не случайно. Нет ли уже здесь, в этих вроде бы безобидных комедиях, предзнаменования особого, опасного и лихого периода в истории США, перевернувшего жизнь Нового Света почти так же, как двадцатые годы в Европе и СССР перевернули жизнь на старом континенте.  А еще: Вы не задумывались над тем, что подавляющее большинство знаменитых и столь улыбчивых, столь обожаемых публикой комиков в своей личной жизни были весьма тяжелыми, замкнутыми, одинокими, депрессивными, зацикленными на себе людьми с довольно сложной судьбой? Задумаемся над этими сложными вопросами, смотря легкие комедии Роско Арбакла, Мака Суэйна и Бена Терпина.

 

25. 01.

14.00   "Великий бродяга: Жизнь и фильмы Чарльза Спенсера Чаплина. Часть 1: Великий мечтатель. Ранние годы, переезд в США, первые фильмы. 1989 - 1914".
"Я заработал миллионы, играя бедняка". Мало кто знает, какой опыт скрывается за этой фразой прославленного актера и режиссера, фамилию которого знают даже те, кто не видел целиком ни одного его фильма. В первой лекции из десятичасового лекционного цикла о жизни и творчестве гения мирового кино речь пойдет о том времени, когда любимого миллионами персонажа, маленького бродяги, еще не существовало в кинематографе. Зато он существовал в жизни, которую многие и жизнью-то назвали бы с трудом, настолько она была полна забот, страхов и нищеты... Но для него эти годы были настоящей, подлинной жизнью, которую он запомнит и спустя десятилетия начнет претворять в кино.

15.30.  "Великий бродяга: Жизнь и фильмы Чарльза Спенсера Чаплина. Часть 2: Великий новатор. Рождение образа, ранние картины. 1914 - 1917 ".

17.00 "Великий бродяга: Жизнь и фильмы Чарльза Спенсера Чаплина. Часть 3: Великий защитник. Первые шедевры: "На плечо", "Малыш". 1918 - 1923".

18.30. "Великий бродяга: Жизнь и фильмы Чарльза Спенсера Чаплина. Часть 4: Великий искатель приключений. "Золотая лихорадка", "Цирк". 1924 - 1928."

 

26.01

18.00 "Великий бродяга: Жизнь и фильмы Чарльза Спенсера Чаплина. Часть 5: Великий трагик и утешитель. "Огни большого города", "Новые времена". 1929 - 1936."

19.30. "Великий бродяга: Жизнь и фильмы Чарльза Спенсера Чаплина. Часть 6: Великий разоблачитель. "Великий диктатор", "Месье Верду". 1937 - 1947".

21.00. "Великий бродяга: Жизнь и фильмы Чарльза Спенсера Чаплина". Часть 7: Великий человек. Последние фильмы и последние годы жизни, 1947 - 1977."

 

03.04.

18.00 Америка пока еще смеется. Часть 1: "Молчи, грусть, молчи. Жизнь и творчество Бастера Китона, 1895 - 1966."

21.20. "Америка пока еще смеется. Часть 2: "Джентельмен удачи". Фильмы Гарольда Ллойда. 1918 - 1928.

 

04.04

14.00. "Первый из "великих и ужасных". Штрогейм против "века джаза". 1919 - 1929.

17.00. "На севере диком: "Нанук с Севера" и другие фильмы Роберта Флаэрти. 1922 - 1934.

17. 30. "Америке не до смеха... "Толпа" (1928) Кинга Видора.

18.00 "Искусство киноавангарда, часть 1. Киноавангард во Франции: импрессионизм умер, но дело его живет... в кино! 1920-1925. "
 Элита мировой российской кинематографии эмигрировала в основном во Францию. Именно там лучший из актеров русского кино вдруг переквалифицировался... нет, не в управдома, а в одного из лучших кинорежиссеров Франции, самостоятельно сняв блестящую кинокартину, да еще и в жанре иронической комедии, что тем более удивительно, поскольку российское кино удачными комедиями, мягко говоря, похвастаться не могло. Ну а мощные гиганты киноиндустрии, фирмы Гомон и Патэ, наконец-то решили поддержать молодых и талантливых новаторов кино (Марселя Л'Эрбье, Луи Деллюка, Жана Эпштейна, Абеля Ганса) и раскошелиться на создание их фильмов. Учитывая отсутствие прибыли, их решимости хватило ненадолго, но пока жила надежда на будущее - в истории кино была нарисована одна из прекраснейших страниц, да-да, именно нарисована, "кистями из света", ярчайшими хроматическими красками на черно-белых кинохолстах. Парадокс!

 

05.04.
18.00   Искусство киноавангарда, часть 2. " Не импрессионизмом единым: вторая волна киноавангарда во Франции. 1925-1930".
Не будем роптать над увяданием последней вспышки всеми любимого импрессионизма, которая  просияла именно в киноискусстве  и аж в двадцатые годы, с таким опозданием... Импрессионизм цвел в кино уже в ту пору, когда главный гений века Пабло Пикассо (ну так уж получилось, что главный, по разнорядке назначили и теперь не поспоришь) неистово разбирал и ломал  формы людей и предметов, оставив за бортом актуального искусства красочность мира, запечатленного "не таким, какой он есть, но таким, каким он бывает". Ну а кинорежиссеры? Они что, хуже, что ли? Неужели не захотят догнать Пикассо и Дали? Еще как захотят, да одного из них еще и затащат, хоть и ненадолго, в свою профессию! Ну а раз они такие хитрые - значит заслуживают о себе подробного разговора. Правда, некоторые из них, например, Абель Ганс и Карл Теодор Дрейер, за модными течениями не гнались, и, возможно, именно поэтому они сняли величайшие французские фильмы второй половины двадцатых, о которых также пойдет речь.

20.00  Искусствокиноавангарда. Часть 3: "Измученное человечество: Киноавангард Германии. Экспрессионизм в кино. 1914-1924".
Германия, культура которой овеяна духом мистического темного леса, оставшимся в наследство от древних варваров... Немецкое сознание, в котором безумная воспаленность и истовая экспрессия соседствует с бюргергской тщательностью и дотошностью... Страна, которой грезила Марина Цветаева, самый чрезвычайный из русских поэтов... Каким могло быть кино этой страны в период своего расцвета, кино Мурнау и Вине? Только вот таким, поэтичным и графичным, по-цветаевски безмерным и по-дюреровски рассчитанным, по-кирхнеровскиапокалиптичным и по-мюнтеровски печальным...

Место проведения
"Комета" (ул. Чайковского, д. 25)
Время проведения