История и герменевтика мирового кино

Как правило, у любого человека, в той или иной степени интересующегося искусством, есть ряд любимых фильмов, ну или хотя бы один. Вполне естественным для него окажется желание узнать побольше о полюбившемся ему произведении, вникнуть в его глубинные смыслы, узнать важную информацию об истории его создания, сопоставить его с другими кинолентами этого периода. Но что же он найдет в книжных магазинах, в разделах, посвященных кино?

В лучшем случае это будут сборники кратких очерков и рецензий на те или иные, зачастую далеко не самые значительные фильмы. Если очень повезёт - удастся "поймать" биографию того или иного кинорежиссера или актера или сборник его интервью и воспоминаний. Можно встретить и предельно краткие, обзорные книги по истории кино. Но эти издания весьма малочисленны, и, к сожалению, нередко довольно бессодержательны. Разумеется, есть и очень хорошие книги, но вот их-то, как правило, очень нелегко найти - они выпускаются маленькими тиражами и на витринах не задерживаются. Самое главное и самое печальное состоит в том, что многотомного, подробного и концептуального издания, которого давно уже заслуживает история киноискусства, найти вообще невозможно - его просто нет. По мнению издателей, оно не окупится - спросом пользуются скорее справочники или краткие учебные пособия.

Конечно, заинтересовавшийся киноискусством человек попробует почерпнуть знания о фильмах на просторах интернета, но, увы, там дела обстоят не лучше. Известные сайты, посвященные кино, конечно, могут оказаться полезными в поисках чисто фактической информации (хотя и тут нередки курьёзы), но на этом их функции, как правило, исчерпываются. Искать же подлинное содержание в океане околокинематографических впечатлений и рассуждений, характерных для Рунета - дело неблагодарное.

Предлагаемый Вашему вниманию курс - это в первую очередь попытка обратиться к Истории Кино не как к "вещи в себе", некой узкоспециальной науке, в представлении которой киноязык эволюционировал просто вследствие устаревания тех или иных кинематографических приемов и изобретения других, эффективнее воздействующих на публику, вкусы которой следует отследить и обозначить. Кино необходимо в первую очередь рассматривать не как технический феномен и мощный инструмент для воздействия на публику (как массовую, так и интеллектуалов), а как уникальное явление в контексте всеобщей истории человеческой культуры, как дарованный Богом способ мышления и познания, искусство, синтетически объединившее многие другие виды художественной деятельности человека и в то же время в своей самобытности не похожее ни на один из них. Не торопясь, шаг за шагом, сочетая подробный исторический подход с интуитивным творческим взглядом, мы попробуем войти во "вторую реальность" кинематографа и постараемся расшифровать тот скрытый месседж, который всегда присутствует в лучших образцах как авторского, так и развлекательного кинематографа. Автор курса искренне надеется, что в процессе творческого общения с аудиторией ему удастся помочь слушателям наиболее полноценно выстроить иерархию в безбрежном океане аудиовизуальной культуры и разделить со слушателями свою любовь к кино.

 

Форма оплаты: DONATION

 

Смотреть предыдущие лекции курса

План лекций наянварь - май 2021

 

Февраль 26, 27, 28.

1. Жизнь и творчество Бастера Китона: 1926 - 1966.

2. "Кинооператор", шедевр Бастера Китона.

3. Кинематограф Швеции, 1911-1921. Творчество Виктора Шестрема и Морица Стиллера.

4. Киноавангард во Франции, часть 1. Импрессионизм Луи Делюка и Жермен Дюлак.

5. Киноавангард во Франции, часть 2. Творчество Марселя Л'Эрбье. "Человек открытого моря", "Эльдорадо", "Деньги".

6. Киноавангард во Франции, часть 3. Творчество Жана Эпштейна. "Верное сердце",  "Прекрасная нивернезка".

7. Киноавангард во Франции, часть 4.  Творчество Абеля Ганса. "Я обвиняю", "Колесо".

8. Киноавангард во Франции, часть 5. Фильм Абеля Ганса "Наполеон".

9. Киноавангард во Франции.  Часть 6. Творчество Рене Клера, Фернана Леже.

 

Май 21,22,23

10. Киноавангард во Франции, часть 7: сюрреализм Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали.

11. Киноавангард в Германии, часть 1: экспрессионизм Пауля Вегенера, Карла Хайнца и Пауля Лени.

12. Киноавангард в Германии, часть 2. Творчество Роберта Вине, фильм "Кабинет доктора Калигари".

13. Киноавангард в Германии, часть 3. Биография  Фридриха Вильгельма Мурнау, фильм "Носферату, симфония ужаса".

14. Киноавангард в Германии, часть 4. Творчество Фридриха Вильгельма Мурнау, "Последний человек", "Восход солнца".

15. Киноавангард в Германии, часть 5: каммершпиле, "уличный фильм" и документалистика. Творчество Карла Грюне, Лупу Пика и Вальтера Руттмана.

16. Киноавангард в Германии, часть 6.  Биография Георга Вильгельма Пабста. "Безрадостный переулок".

План лекций на сентябрь - декабрь 2021

 

Октябрь 29, 30, 31.

17. Киноавангард в Германии, часть 7. Творчество Георга Вильгельма Пабста: "Ложный путь", "Дневник падшей".

18. Киноавангард в Германии, часть 8. Творчество Георга Вильгельма Пабста: "Ящик Пандоры".

19. Киноавангард в Германии, часть 9: Биография и творчество Фрица Ланга, "Усталая смерть", "Доктор Мабузе - игрок".

20. Киноавангард в Германии, часть 10: неоромантизм Фрица Ланга: "Нибелунги", "Метрополис"

21. Киноавангард в Германии, часть 11. Последние немецкие фильмы Фрица Ланга: : "М", "Завещание доктора Мабузе".

22. Русский киноавангард, часть 1: истоки. Зарождение российского кино, знаменитые "кинозвезды".

23. Русский киноавангард, часть 2: предшественники. Ранние фильмы Якова Протазанова.

24. Русский киноавангард, часть 3: учителя. Фильмы Евгения Бауэра.

25. Русский киноавангард, часть 4 : мастерская Льва Кулешова, фильм "По закону".

Декабрь 17, 18, 19.

26. Русский киноавангард, часть 5. Сергей Эйзенштейн как "Леонардо да Винчи" кинематографа. Разговор о творчестве.

27. Русский киноавангард, часть 6. Жизнь и творчество Сергея Эйзенштейна: ранние годы, "Дневник Глумова", "Стачка".

28. Русский киноавангард, часть 7. Жизнь и творчество Сергея Эйзенштейна: "Броненосец Потемкин".

29. Русский киноавангард, часть 8. Жизнь и творчество Сергея Эйзенштейна: " Генеральная линия", "Да здравствует Мексика", "Александр Невский".

30. Русский киноавангард, часть 9. Жизнь и творчество Сергея Эйзенштейна: "Иван Грозный", 1-я серия.

31. Русский киноавангард, часть 10. Жизнь и творчество Сергея Эйзенштейна: "Иван Грозный" (2-я серия, сказ второй — Боярский заговор)

32. Русский киноавангард, часть 11. Кинематограф Дзиги Вертова, "Человек с киноаппаратом".

Место проведения
Конференция в Zoom
Время проведения
18.00 - 22.00