История и герменевтика мирового кино

Как правило, у любого человека, в той или иной степени интересующегося искусством, есть ряд любимых фильмов, ну или хотя бы один. Вполне естественным для него окажется желание узнать побольше о полюбившемся ему произведении, вникнуть в его глубинные смыслы, узнать важную информацию об истории его создания, сопоставить его с другими кинолентами этого периода. Но что же он найдет в книжных магазинах, в разделах, посвященных кино?

В лучшем случае это будут сборники кратких очерков и рецензий на те или иные, зачастую далеко не самые значительные фильмы. Если очень повезёт - удастся "поймать" биографию того или иного кинорежиссера или актера или сборник его интервью и воспоминаний. Можно встретить и предельно краткие, обзорные книги по истории кино. Но эти издания весьма малочисленны, и, к сожалению, нередко довольно бессодержательны. Разумеется, есть и очень хорошие книги, но вот их-то, как правило, очень нелегко найти - они выпускаются маленькими тиражами и на витринах не задерживаются. Самое главное и самое печальное состоит в том, что многотомного, подробного и концептуального издания, которого давно уже заслуживает история киноискусства, найти вообще невозможно - его просто нет. По мнению издателей, оно не окупится - спросом пользуются скорее справочники или краткие учебные пособия.

Конечно, заинтересовавшийся киноискусством человек попробует почерпнуть знания о фильмах на просторах интернета, но, увы, там дела обстоят не лучше. Известные сайты, посвященные кино, конечно, могут оказаться полезными в поисках чисто фактической информации (хотя и тут нередки курьёзы), но на этом их функции, как правило, исчерпываются. Искать же подлинное содержание в океане околокинематографических впечатлений и рассуждений, характерных для Рунета - дело неблагодарное.

Предлагаемый Вашему вниманию курс - это в первую очередь попытка обратиться к Истории Кино не как к "вещи в себе", некой узкоспециальной науке, в представлении которой киноязык эволюционировал просто вследствие устаревания тех или иных кинематографических приемов и изобретения других, эффективнее воздействующих на публику, вкусы которой следует отследить и обозначить. Кино необходимо в первую очередь рассматривать не как технический феномен и мощный инструмент для воздействия на публику (как массовую, так и интеллектуалов), а как уникальное явление в контексте всеобщей истории человеческой культуры, как дарованный Богом способ мышления и познания, искусство, синтетически объединившее многие другие виды художественной деятельности человека и в то же время в своей самобытности не похожее ни на один из них. Не торопясь, шаг за шагом, сочетая подробный исторический подход с интуитивным творческим взглядом, мы попробуем войти во "вторую реальность" кинематографа и постараемся расшифровать тот скрытый месседж, который всегда присутствует в лучших образцах как авторского, так и развлекательного кинематографа. Автор курса искренне надеется, что в процессе творческого общения с аудиторией ему удастся помочь слушателям наиболее полноценно выстроить иерархию в безбрежном океане аудиовизуальной культуры и разделить со слушателями свою любовь к кино.

Раписание занятий.

 

Форма оплаты: DONATION

 

Смотреть предыдущие лекции курса

План лекций на январь - май 2022

11 марта

Лекция 1. Французский киноавангард, часть 1: Абель Ганс и его шедевр «Колесо»
Постоянным творческим попутчиком Деллюка, Л’Эрбье, Дюлак, Эпштейна был человек, чей кипучий талант вроде бы плохо укладывался в рамки (пусть и весьма нечеткие) импрессионистской школы, — Абель Ганс. Между 1919 и 1925 годами он довел до конца только один фильм — «Колесо», но эта картина, обладающая эпическим дыханием и монументальной красотой, создала целую эпоху в истории мирового кино, став одним из самых главных шедевров «великого немого».

Лекция 2.  Французский киноавангард, часть 2: фильм Абеля Ганса «Наполеон»

Даже если в своем масштабном историческом фильме «Наполеон» Ганс, возможно, уже не поднялся на высоту, достигнутую ранее в его шедевре «Колесо», но так или иначе замысел этого произведения был грандиозным: по подсчетам ряда киноведов это самая дорогостоящая лента в европейском немом кино

 

12 марта

Лекция 3. Французский киноавангард, часть 3: фильмы «Деньги» Марселя Л’Эрбье и «Менильмонтан» Дмитрия Кирсанова

После смерти Деллюка группа режиссеров – импрессионистов  распалась, разделившись на несколько течений, и общая картина французского немого кинематографа стала дробной, мозаичной. Режиссеры не боялись самых рискованных экспериментов, в некоторых случаях весьма удачных. Например, в фильме «Деньги» за счет виртуозной операторской работы достигается поразительное эмоциональное напряжение, а во время просмотра картины выходца из России Дмитрия Кирсанова «Менильмонтан» временами создается впечатление, что эта немая лента создана будто бы в шестидесятых годах, в эпоху «новой волны», настолько новаторские приемы развития повествования и монтажа использует режиссер.

Лекция 4. Французский киноавангард, часть 4: ранние фильмы Жана Ренуара

Интересно, что Жан Ренуар, будучи сыном великого живописца-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара,  снял свои первые фильмы «Дочь воды», 1924, «Нана», 1926 и «Маленькая продавщица спичек», 1928,  без каких либо попыток перенести в стихию кинематографа  творческую манеру своего отца, для которого было характерно стремление уловить и запечатлеть изменчивые и мгновенные впечатления человеческого взгляда на природу и людей, сложить из отражений и прихотливой игры света предметный «реальный» мир. Ему было интереснее другое: используя вроде бы простые, уже всем известные технические приемы, связанные в основном с освещением, а также как бы случайные движения камеры, неожиданные монтажные стыки  и другие «странности», определенным образом воздействующие на зрителя, он стремился создать словно «нереальную» атмосферу, показать некое, как будто то бы пригрезившееся бытие…

 

13 марта

Лекция 5. Французский киноавангард, часть 5: эксперименты Марселя Дюшана, Фернана Леже, Рене Клера, Альберто Кавальканти и Жермен Дюлак

Как известно, дадаисты, ощущая в себе накопившийся большой запас прежде подавляемой энергии, стремились произвести своеобразную «революцию», некий идейный и чувственный переворот в сознании зрителе.  В своем «чистом кино» они провозглашали демонстративный отказ от «серьезного» отношения к жизни, не обращая никакого внимания на то, что средства, затрачиваемые на создание их фильмов не окупаются, более того, изначально зная о том, что по иному быть не может, но -  в двадцатые годы их это не останавливало. Дадаизм и «динамический механизм» определенным образом повлияли на первые ленты Клера «Париж уснул» (1923) и «Антракт» (1924), тем более, что двухстраничный сценарий «Антракта» был написан Франсисом Пикабиа именно в стиле дадаистской поэзии), однако режиссер добивается в этих картинах более значительных творческих результатов, нежели Дюшан и Леже. Фильм Альберто Кавальканти «Только время» — это поэтическое изображение будничной, повседневной жизни Парижа на протяжении фактически суток, с предрассветного часа до глубокой ночи. Кавальканти изобретательно применяет разнообразные съемочные эффекты, скажем, использует стоп – кадры, многократную экспозицию, шторки, замедленную съемку, своеобразные «закручивающиеся» кадры, но не использует их произвольно, а чутко ощущает необходимость и оправданность их применения для поэтизации взгляда на город, превращения его словно в «иной» мир – именно этого ведь и добивались многие авангардисты. Задачу показать мир в кино таким, каким его никогда не видели, ставила в своих последних картинах и Жермен Дюлак, и  отдельные эпизоды ее сюрреалистических работ приближаются по уровню к шедеврам Бунюэля и Дали.

Лекция 6. Французский киноавангард, часть 6: фильм Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали «Андалузский пес»

Наряду с более поздним звуковым фильмом «Золотой век» картина «Андалусский пес» представляет из себя наиболее яркое и выразительное воплощение всех принципов стиля сюрреализма. При этом его мощное художественное воздействие на зрителя неоспоримо и сейчас: за почти столетие с момента выхода он ничуть не устарел. Как и во многих авангардистском произведении, в «Андалузском псе» сюжет не играет особой роли, там собственно и нет сюжета, поскольку смысловая и композиционная нагрузка направлена на фабулу, понятую как своеобразная цепь событий, связь между которыми зрителю предстоит угадать, не забывая о том, что любая догадка будет и верна и неверна в одно и тоже время. Бунюэль вспоминал: «Вместе с Дали мы выбирали приемы и предметы, какие только приходили на ум, и безжалостно отбрасывали все то, что могло хоть что-нибудь означать». Но, возможно, Бунюэль слегка лукавит? Попробуем ответить на этот вопрос.

 

13 мая

Лекция 7. Последний шедевр французского немого кино. Фильм Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны Д’Арк»

Готовясь во Франции к съемкам картины «Страсти Жанны Д’Арк», датчанин Карл – Теодор Дрейер изучал различные материалы, связанные с жизнью национальной героини Франции. Он категорически не хотел превращать свой фильм в некий «музейный», «академический» рассказ об исторических событиях, ведь зритель, который всегда по большей части все же укоренен в своем, настоящем, времени, скорее всего будет воспринимать подобное повествование отстраненно. Дрейер хотел, чтобы зритель словно погрузился в художественный мир картины и воспринимал средневековых персонажей как своих современников. «Я хотел создать гимн торжеству души над жизнью», — скажет позднее Дрейер. Кинематограф Дрейера и в особенности «Страсти» повлияли на творчество Андрея Тарковского, чей фильм «Андрей Рублев», кстати, первоначально назывался «Страсти по Андрею».

Лекция 8. Шведское немое кино, часть 1: фильмы Виктора Шестрема

Другим режиссером, который вывел шведское кино на международный уровень, был Мориц Стиллер. Действие его главного фильма «Деньги господина Арне» разворачивается в XVI столетии. Молодой шотландский капитан и трое его товарищей бегут из крепости, где они содержались в плену, и становятся разбойниками. Они убивают и грабят фермера, господина Арне. Благодаря украденным деньгам они приобретают респектабельный вид, но им приходится и ждать, когда вскроется лед и они смогут уплыть куда-нибудь подальше из мрачной, словно заколдованной местности, в которой разворачивается дейстуие картины. Случай сталкивает одно из них с Эльзалиль, дочерью убитого Арне. Не зная об этом, она влюбляется в убийцу своего отца, а когда узнает правду, то, хоть ее и терзает горе, она готова бежать вместе с ним…

 

14 мая

Лекция 9. Шведское немое кино, часть 2: Фильм Морица Стиллера «Деньги господина Арне»

Около 1918 года во Франции образовалась особая иностранная колония из русских эмигрантов, с выдающимся актером Иваном Мозжухиным, его женой Натальей Лисенко, Николаем Колиным, а также с режиссерами Вячеславом Туржанским, Яковом Протазановым (впрочем, вернувшимся в СССР в 1923 году), мультипликатором Владиславом Старевичем и промышленниками Иосифом Ермольевым и Александром Каменкой, ставшим в итоге во главе фирмы «Альбатрос». В картине «Пылающий костер» Мозжухин был продюсером, сценаристом, режиссером и исполнителем главной роли. Этот фильм стал вершиной русского эмигрантского кино, восхитив молодого Жана Ренуара и даже сподвигнув его на обращение к профессии кинематографиста. Вот что вспоминает Ренуар, уже состоявшийся великий режиссер,  в 1938 году: «Однажды в кинотеатре «Колизей» я увидел «Пылающий костер». <…> Публика вопила и свистела, шокированная этим зрелищем, столь отличным от ее привычного корма. Я был в восторге. Наконец-то я увидел своими глазами хороший фильм, выпущенный во Франции. Конечно, он был снят русскими, но в Монтрейе, во французской атмосфере, под нашим солнцем; этот фильм шел в хорошем зале, пусть без успеха, но все же шел. Я решил бросить свое ремесло, то есть керамику, и заняться кино».

Лекция 10. Киноавангард в Германии, часть 1: экспрессионизм Пауля Вегенера, Карла Хайнца и Пауля Лени

После смерти Деллюка группа режиссеров – импрессионистов  распалась, разделившись на несколько течений, и общая картина французского немого кинематографа стала дробной, мозаичной. Режиссеры не боялись самых рискованных экспериментов, в некоторых случаях весьма удачных. Например, в фильме «Деньги» за счет виртуозной операторской работы достигается поразительное эмоциональное напряжение, а во время просмотра картины выходца из России Дмитрия Кирсанова «Менильмонтан» временами создается впечатление, что эта немая лента создана будто бы в шестидесятых годах, в эпоху «новой волны», настолько новаторские приемы развития повествования и монтажа использует режиссер.

 

15 мая

Лекция 11. Киноавангард в Германии, часть 2. Творчество Роберта Вине, фильм "Кабинет доктора Калигари"

Лекция 12. Киноавангард в Германии, часть 3. Биография  Фридриха Вильгельма Мурнау, фильм "Носферату, симфония ужаса"

Место проведения
"Сети" (ул. Рылеева 17-19)
Время проведения
пт 18.00 - 22.00 сб 16.00 - 22.00 вс 15.00 - 20.00