История русского кино от возникновения до эпохи киноавангарда

Считается, что настоящее русское кино началось с эпохи киноавангарда. Этой точке зрения поспособствовали сами режиссеры двадцатых годов. Например, С.М. Эйзенштейн говорил, что «мы приходили в кино как бедуины и золотоискатели. На голое место». В коротком курсе, посвященном русскому кино 1900-х-1930 годов, мы попытаемся поспорить с этим запальчивым утверждением. Великие фильмы создавались не только их авторами, но и первыми русскими актерами, режиссерами, кинофабрикантами. Появление  Эйзенштейна, Кулешова и Вертова было бы невозможно без огромной работы предшественников. Это они – Вера Холодная и Мозжухин, Гончаров и Старевич, Дранков и Ханжонков – подготовили взлет русского кинематографа. Впрочем, эпоха киноавангарда продолжалась ровно столько сколько длилась относительная свобода двадцатых годов. На смену экспериментальным двадцатым пришли тоталитарные тридцатые. Заканчивалось, говоря словами Виктора Шкловского из статьи 1932 года, время «монтажного кино» и начиналась «эпоха непрерывного кинематографа»… Такова вкратце эта история - и внутренний сюжет наших занятий.

Раписание занятий.

Стоимость разового занятия - 350 руб.

Лекции будут проходить в офлайн формате с прямыми трансляциями. 

В стоимость абонемента и разового билета входит возможность живого участия, ссылки на онлайн трансляции, а также записи прошедших лекций.

Приобрести абонемент

Сезон: январь - май 2022
Количество лекций: 6
Стоимость абонемента
1850 руб.

Оплата производится с помощью платежных систем Visa, MasterCard, МИР

Политика конфиденциальности

План лекций на январь - май 2022 г.

 

1. Русское кино Серебряного века как производство и прокат. Быт раннего русского кинематографа

Серебряный век русской культуры и Серебряный век русского кино. Серебряный век – эпоха большой культуры и новых технических возможностей. Кинематограф: техника или искусство? У начала пути от отрасли промышленности развлечений к высокой культуре. Первые итоги экспансии кинематографа: создание сети проката и кинотеатров. Раннее русское кино в зеркале стихотворения О. Мандельштама «Кинематограф».

2. Кинопромышленник А.О. Дранков

От власти «Братьев Патэ» - к отечественным кинопромышленникам. Характерологические особенности первых русских кинопромышленников. Кто не побоялся заняться кино? Деятельность и творчество А. О. Дранкова (1886-1949). Путь наверх: владелец фотоателье в Петербурге - корреспондент «Таймс» - придворный фотограф. Дранков как изобретатель кинорекламы. Создание первой фабрики фильмов в России. Первая отечественная картина «Понизовая вольница» «Стенька Разин».  Дранков вне России: крах бывшего кинокороля.

3. Кинопромышленник А.А. Ханжонков

А. А. Ханжонков (1877-1945). Ханжонков как Сергей Дягилев: человек проективного мышления. Попытка создания второй после Патэ империи кино – соединение игрового и «разумного» кинематрографа на одной кинофабрике. Ставка на «звезд»: В.В. Холодная и И.И. Мозжухин на кинофабрике Ханжонкова. Первые журналы о кино.  «Оборона Севастополя» В.М. Гончарова как первый блокбастер. Книги-справочники «Вся кинематография» и «Кинематография. Практическое руководство» (1916) – итог первых лет русского кинематографа. Две катастрофы на пике известности: тяжелое заболевание и Октябрьская революция.  Конец мечтам о создании русского кинематографа под патронажем Ханжонкова. Постепенная эмиграция Ханжонкова: через Ялту в Стамбул и Берлин. Ялтинская киноутопия с прицелом на создание отечественного Голливуда.  Возвращение на родину. Создатель империи кино – консультант Госкино. Арест за перерасход средств. Трудная жизнь лишенца. Новые проекты Ханжонкова – планы по созданию цветного кино.

4. Режиссеры эпохи Дранкова и Ханжонкова. В.М. Гончаров, В.А. Старевич

Продукция А.А. Ханжонкова: направления, основные свершения. Василий Михайлович Гончаров (1861-1914) - первый русский профессиональный режиссер. Судьба Гончарова – непростой путь в кино. «Революция снизу»: как из непрофессионалов становились профессионалами. Реванш непрофессионалов: история «Понизовой вольницы».  «Оборона Севастополя» (1911) как первый русский боевик. Новое и старое в «Обороне Севастополя». Смерть Гончарова в преддверии съемок «Бедной Лизы с книгой  Карамзина в руках (1915). Владислав Александрович Старевич (1882-1965) - человек, опередивший свое время на несколько десятилетий (У. Дисней). Авторский кинематограф Старевича. Собственная тема - непременное качество мультипликатора. Старевич и Ю.Б. Норштейн. Биография режиссера. Семья Старевича как съемочная группа. «Месть кинематографического оператора» (1912), «Ночь перед Рождеством» (1913), «Стрекоза и муравей» (1913). Старевич - важнейшая фигура русской эмиграции. Студия под Парижем, эксперименты с объемной мультипликацией. Продолжение темы басенных героев. Переход от героев-насекомых к героям-животным. Образ Парижа в «Щенке - талисмане» (1934). «Рейнеке-лис» по Гете (1939).

5. Актеры эпохи Дранкова и Ханжонкова. В.В. Холодная

Актеры раннего русского кинематографа. Путь из театра в кинематограф. Быт кинематографического актерства. Актер в системе кинокомпаний. Лирические актрисы Серебряного века как предтечи актрис кино. Возникновение «технологий успеха». Первые актеры-миллионеры. Вера Васильевна Холодная (1893-1919)  – первая русская кинозвезда. Истинная актриса модерна. В. Холодная и героини А.Н. Бенуа и К.А. Сомова. В. Холодная как прототип главной героини «Рабы любви» Н. С. Михалкова. В. Холодная и А.Н. Вертинский. Холодная как воплощение идеала красоты своего времени. Сюжеты и темы фильмов с участием В. Холодной. Смерть Холодной как знак конца русского частновладельческого кино. Декрет о национализации кинопромышленности (26 августа 1919 года).

6. Актеры эпохи Дранкова и Ханжонкова. И.И. Мозжухин

Иван Ильич Мозжухин (1889-1939) - «мужская параллель» жизни В. Холодной. Холодная и Мозжухин – любимцы режиссера Е. Бауэра. Мозжухин в книге В.В. Набокова «Другие берега». «Миф о Мозжухине» в прозе Р. Гари. «Глаза со слезой Мозжухина» (Маяковский). Закон экранного укрупнения эмоции по Мозжухину. «Пиковая дама» режиссера Я. Протазанова (1916). Мозжухин и мода на демоничность. «Спецэффекты» «Пиковой дамы». «Субъективная камера» оператора Е. Славинского. Недискретное пространство в фильме А.Н. Сокурова «Русский ковчег». Что такое «натурщик» в понимании Е. Бауэра? Метаморфозы актера-трагика: тип актера-неврастеника. Революция в жизни Мозжухина. Роль отца Сергия в фильме Я. Протазанова (1917-1918 гг.) – последней картине доавангардной эпохи. Актерская тема Мозжухина – тема человека, который никогда не будет как все. Почему Мозжухин не остался в России? «Ужасное приключение» Я.  Протазанова (1920)– съемки по дороге в эмиграцию. Приют в Монтё под Парижем. Конкурент дягилевской антрепризы – студия «Альбатрос». «Огонь пылающий» (1928) по сценарию и в режиссуре Мозжухина. Соединение в одной ленте «мистического» и «бытового» кинематографа. Соблазн Голливуда: попытка устроить судьбу в Америке. «Капитуляция» - голливудская картина и итог американской эпопеи Мозжухина. Скоротечная чахотка и смерть в больнице для бедных. Что было в нераспечатанных письмах от зрителей, найденных после смерти актера?

Место проведения
"Сети" (ул. Рылеева 17-19)
Время проведения
19.00 - 20.30