История византийского искусства

Искусство Византии – на грани Востока и Запада – значимая составляющая мирового художественного наследия. Масштабный период истории, сформировавший современный мир с его сложностями и противоречиями, значимая территория, охватившая регионы бывшей Римской империи и страны Востока, образ новой цивилизации воплотился в византийской художественной традиции. Здесь формируется новая иконография и образный язык средневекового искусства, здесь Поздняя античность преображается, обретая средства выразительности и форму эпохи Средневековья; византийские мастера творят в Италии, Восточной Европе, в России и на Крите. Византийское искусство сформировало предренессансные тенденции, гармонично и непротиворечиво связав прошлое и будущее, реминисценции позднеантичной, средневековой, восточной художественных систем. Образный язык византийского искусства гармоничен и сложен, стилистически вариативен и разнообразен, в нём отражается эволюция смыслов и форм, региональная специфика и переработка наследия прошлого. Византийское искусство – это купольная архитектура, мозаики и фрески, иконопись и книжная миниатюра со времен основания Константинополя до эпохи распространения византийских влияний после падения империи.

Расписание занятий.

Стоимость разового занятия 450 руб. 

В стоимость абонемента и разового билета входит возможность живого участия, ссылки на онлайн трансляции, а также записи прошедших лекций.

Смотреть:

Искусство Возрождения в Европе

Барокко и классицизм в искусстве Европы

Искусство эпохи рококо и Просвещения

Приобрести абонемент

Сезон: январь - май 2022
Количество лекций: 6
Стоимость абонемента
2250 руб.

Оплата производится с помощью платежных систем Visa, MasterCard, МИР

Политика конфиденциальности

План на январь - май 2022

Лекция 1. Введение. Искусство в контексте культуры Византии
Византийское искусство – органичный диалог эллинистических тенденций, позднеантичной формы, новаторских поисков мастеров и интерпретации восточных влияний. Восточнохристианская традиция порождает особый тип храмовой постройки и своеобразное убранство церквей, особое значение монументального искусства и выразительный язык книжной миниатюры. Стилистическая эволюция искусства Византии связана с историческим контекстом – от падения Рима и расцвета Константинополя к эпохе Юстиниана, времена иконоборчества, Македонскому и Комниновскому ренессансам, эпохе Латинской империи и палеологовскому стилю. Обширная география влияния византийской традиции охватывает Балканы и Малую Азию, Месопотамию и Закавказье, Восточную Европу и Апеннины. Важнейшими аспектами византийской художественной традиции становится особое понимание идеи Прекрасного и гармонии, зримой красоты и сакрального, сложный диалог христианского и императорского начала.

Лекция 2. Раннехристианское искусство III–IVвв. Эпоха катакомбной церкви
Раннехристианское искусство сформировало средневековую художественную традицию, тип храмовой постройки, восходящий к античной базилике, особенности внутреннего убранства – мозаики и росписи, книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство. Иконография и образный язык средневекового искусства складывается в первые века христианства, наиболее ярким и сложным воплощением становится живопись катакомб, основанная на символике, восходящей к тексту Священного Писания, позднеантичной и восточной традиции, принципам Interpretatio Christi и к диалогу слова и образа. Мемориальное по своей сути искусство, стилистически близкое к позднеримской декоративной живописи, порождает диалог традиционной формы и нового содержания. Росписи катакомб с их лаконичными композициями, отказом от детализации антуража, определённой плоскостностью и живым экспрессивным мазком воплощают умозрительные символы и образы, восходящие к формирующейся иконографии. Вырабатывается комплекс новых средств выразительности, позволяющих передать идеи и образы христианской культуры.

Лекция 3. Раннехристианское искусство IV–V вв. Формирования иконографии и образного языка византийского искусства
Время основания Константинополя и активного распространения христианства в Римской империи формирует новый тип храмового сооружения – базилику, новые приёмы композиционного мышления и принципы образного решения, новые подходы к изображению и к иконографии. В Риме и Константинополе возводятся храмы и дворцы, здания украшают мозаики и фрески. Яркие примеры монументального искусства эпохи – апсида Хосиос Давид в Салониках, фантастические по сложности цветовых и композиционных решений мозаики Санта Мария Маджоре в Риме и Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Высочайшего уровня достигают изделия из слоновой кости, предметы камнерезного искусства, художественный металл.

Лекция 4. Архитектура и искусство эпохи Юстиниана
Эпоха Юстиниана (527–565) – время блестящего расцвета Византийской империи. В Константинополе возводятся купольные базилики – церкви Сергия и Вакха, святой Ирины, масштабный храм святой Софии, архитектурное решение которого, при всей его конструктивной и пространственной сложности, станет образцом, своеобразной моделью для зодчих последующих эпох, пятикупольная церковь святых Апостолов. Мозаичное убранство времен Юстиниана характеризуется определённым единством программы и выразительностью художественного решения, примерами чему могут служить Сан-Витале и Сан-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Книжная миниатюра периода характеризуется обращением к позднеантичным традициям иллюминирования рукописей.

Лекция 5. Искусство ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества
Развитие византийского искусства в VII столетии характеризует комплексный диалог константинопольской школы и провинциальных традиций. Мозаики церкви Успения Богородицы в Никее с их лаконичными иератическими композициями и сложным колористическим решением – отражение художественных закономерностей искусства столицы, к которым тяготеют и необычные своей эмоциональной выразительностью и тонким чувством формы фрески Санта Мария Антиква в Риме и Кастельсеприо. Графическое начало и линейная основа отдельных изображений храма святого Дмитрия в Салониках и богатая декоративность мозаик Равенны характеризуют региональные школы. Энкаустические иконы VI–VII вв. отражают те же стилистические закономерности и местные особенности.
Искусство эпохи иконоборчества (730–843) тяготело к абстрактным символам и декоративности, растительным узорам и архитектурным видам, ритмизованным геометрическим формам и изображениям животных. Сохранившиеся в Дамаске и в пещерных храмах Каппадокии росписи тяготеют к богатой орнаментации, лишенной повествовательной составляющей. Отражение событий времён иконоборчества и влияние провинциальных школ на искусство столицы проявляется в византийских мозаиках и книжной миниатюре IX в.

6. Македонский ренессанс (867–1056) в архитектуре и искусстве Византии
Во времена царствования Македонской династии формируется новая иконографическая программа церковных росписей, искусство характеризуется нарастанием классических тенденций и особой спиритуализацией форм, вырабатывается новый стиль, отличающийся строгостью, аскетичностью, преобладанием линейного начала, плотностью локальных пятен цвета. В архитектуре господствует тип пятинефного купольного храма с широким внутренним пространством и гармоничными пропорциями. Образы в мозаиках святой Софии константинопольской созданы на основе классических источников, манера исполнения отличается мягкостью тонких переходов и тонкостью сложных оттенков. Мозаики Хосиос Лукас, Неа Мони и Дафни – наиболее последовательное и яркое воплощение целостной системы церковных росписей, преобладает стремление к лаконичности композиции, сочный насыщенный цвет, подчёркнутая монументальность, размеренный сдержанный ритм. Классическое начало отражено и в книжной миниатюре эпохи, преобладает стремление к целостности композиций, широкая живописная трактовка формы, свободный мазок и прозрачные лёгкие тени.

Место проведения
"Сети" (ул. Рылеева 17-19)
Время проведения
20.30 - 22.00