Методология

Данный курс ориентирован на знакомство с методологией как самостоятельной областью деятельности.
Он содержит материал, относящийся к разным типам сведений о методологии:
- Некоторых сведений из истории методологии
- Формулирование исходных элементарных представлений о методологии, которые являются необходимыми компонентами любых представлений о методологии
- Изложения некоторых методологических концепций, разрабатываемых той или иной школой методологии или конституирующих какой-то устоявшийся раздел методологии (методология науки, методология образования, методология инженерной деятельности и т.д.)
- Описания некоторых методологических программ, являющихся наиболее характерным типом деятельности методологии.
- Рассмотрение некоторых конкретных актуальных проблем методологии, внимание к деталям, которых позволяется увидеть характер текущей деятельности методолога
- Примеры разрешения конкретных затруднений с помощью методологии.
- Представляет конкретные разработки автора курса, наиболее ярко характеризующие его деятельность в области методологии.
Содержание каждой лекции строится как описание фокальных точек, представляющих рассматриваемую тему. В зависимости от числа фокальных точек, актуальных для рассмотрения темы, различается детальность описания содержания лекции.

Расписание занятий.

Стоимость разового занятия: 350 руб.

Смотреть предыдущие лекции курса.

Другие курсы С.В. Чебанова:

Ключевые проблемы человечества

Культура как среда жизни

Приобрести абонемент

Сезон: сентябрь - декабрь 2021
Количество лекций: 7
Стоимость абонемента
2000 руб.

Оплата производится с помощью платежных систем Visa, MasterCard, МИР

Политика конфиденциальности

План лекций на сентябрь - декабрь 2021 г.

Лекция 1. Методология как явление культуры.

Культура и цивилизация.

Подходы. Мифо-поэтический, натурфилософский, логико-эпистемический, системный, системо-деятельностный, комплексный.

 

Лекция 2. Общая и частная методология

Мнение и знание. Знание и метод. Европейская культура как наследница сократовской школы. Майевтика. Проблема воспроизводимости и её парадоксы. Метод и образ жизни. Знание и опыт. Аскетический опыт. Его методологическая составляющая. Внеметодологический опыт. Методология функционирования и опыт жизни. Знание и мудрость.

Методология отдельных видов деятельности.

Методология познания. Методология науки. Методология образования. Методология художественной деятельности. Методология управления. Методология бизнеса. Методология политической деятельности.

 

Лекция 3. Полный цикл деятельности и его стадии

Гнозис и техне. Научно-технические школы как институт сопряжения гнозиса и техне.

Предпроектные изыскания, изобретение, производство, пуско-наладка, эксплуатация, текущий ремонт, реконструкция, демонтаж, рекультивация.

Варианты редукции, гипертрофии, склеивания фаз полного цикла деятельности, их причины и последствия.

Кризис цивилизации как последствие редукции полного цикла деятельности.

 

Лекция 4. Инвариантность и полиморфизм

Линии Платона и Аристотеля, реализма и номинализма, Галилея и Бэкона, номотетики и идеографии. Инвариантность и научно-технические революции. Глобальные проблемы человечества и типологический поворот последней трети ХХ века. Разнообразие как ресурс. Инвариантные и типологические математики. Нумерология и арифмология. Количественный и качественный способы рассмотрения.  Количественная и качественная математика.
Программа номотетизации идеографии.

 

Лекция 5. Наука, научная методология и сциентизм

Наука как реализация логико-эпистемического подхода рациональными средствами. Задание науки через генетическую, типологическую и структурную схему. Науки, учения, дисциплины. Их отношение к номотетике и идеографии. "Науки о природе" и "науки о духе". Естественнонаучное и гуманитарное знание. Роль одномерности и простоты.

Сциентизм и его последствия.

Соотношение опытного и априорного. Априорные рамки и их виды. Анализ априорных рамок в позднем позитивизме и постпозитивизме.

Методологический анархизм. "Швейцарский нож" когнитивистов.

Задачи преодоления сциентизма. Постнаука. Постмодернизм.

Дисциплинарность, мультидисциплинарность, междисциплинарность, наддисциплинарность.

 

Лекция 6. Методология и наддисциплинарность

Типы наддисциплинарности. Астролого-алхимическая модель. Пифагореизм. Майевтика. Эпистемизм. Миф. Натурфилософия. Мистицизм. Магизм. Патристика. Схоластика. Титанизм. Картезианско-галилеева наука. "Философизм". Энциклопедизм. Методологизм. Герменевтика. Комплексность. Постмодернизм. Культурные герои разных типов наддисциплинарности.

Ограниченности разных типов наддисцилинарности.

Место методологизма и методолога в этом ряду. Объекты 3"Г" (гетерогенность, гетероиерархичность, гетерохроничность). Кентавр-объекты. Янус-космологии.

Методологический статус языков и других знаковых средств. Их типология. Математика и семиотика, их претензии на статус языков наддисциплинарности.

 

Лекция 7. Целостность, холизм, меризм.

Целостность и её отражение. Холизм. Холоны. Синкретизм, аналитизм, синтетизм. Имманентные и трансцендентные целостности.

Типы целостности. Космизм, логология, Логология, эманационность, ипостасность, нумерология, арифмология, системность, механизмичность, связанность, историзм, органицизм, комплексность, тейярдизм, синергетика. Эмерджентность и её роль в разных типах целостности.

Их конструктивность, эффективность, витальность и т.д.

Альтернативные образы целостности (сад, город, селение, книга, храм, человеческое тело).

 

Место проведения
Онлайн трансляция
Время проведения
19.00 - 20.30