Методология

Данный курс ориентирован на знакомство с методологией как самостоятельной областью деятельности.
Он содержит материал, относящийся к разным типам сведений о методологии:
- Некоторых сведений из истории методологии
- Формулирование исходных элементарных представлений о методологии, которые являются необходимыми компонентами любых представлений о методологии
- Изложения некоторых методологических концепций, разрабатываемых той или иной школой методологии или конституирующих какой-то устоявшийся раздел методологии (методология науки, методология образования, методология инженерной деятельности и т.д.)
- Описания некоторых методологических программ, являющихся наиболее характерным типом деятельности методологии.
- Рассмотрение некоторых конкретных актуальных проблем методологии, внимание к деталям, которых позволяется увидеть характер текущей деятельности методолога
- Примеры разрешения конкретных затруднений с помощью методологии.
- Представляет конкретные разработки автора курса, наиболее ярко характеризующие его деятельность в области методологии.
Содержание каждой лекции строится как описание фокальных точек, представляющих рассматриваемую тему. В зависимости от числа фокальных точек, актуальных для рассмотрения темы, различается детальность описания содержания лекции.

Стоиость разового занятия: 350 руб.

Смотреть:

Ключевые проблемы человечества

Культура как среда жизни

Приобрести абонемент

Сезон: январь - май 2021
Количество лекций: 7
Стоимость абонемента
2000 руб.

Оплата производится с помощью платежных систем Visa, MasterCard, МИР

Политика конфиденциальности

План лекций на январь-май 2021 г.

Лекция 1. Вводные сведения

Из истории методологии. Сократ. Майевтика. Дуэль. Метание жребия. Добротолюбие. Аскетика. Декарт: "Рассуждение о методе". Гегель и неогегельянцы. Позитивизм ХХ века. Эвристика. ТРИЗ. Московский методологический кружок (ММК). Г.П.Щедровицкий. Марксистко-ленинская философия как методология. Эмансипация методологии от философии. Методологическое движение. Школа культурной политики (ШКП). Организационно-деятельностные игры. Игры и лабиринты. Умножение онтологий, полионтологии и полионтики. Герменевтика как методология. Глобальные проблемы человечества и спрос на методологии. Источники неудач.

Лекция 2. Методология как явление культуры.

От отдельных конструктов к их многообразиям. Семейства онтологий. Принцип множественности гипотез Чемберлина. Миры Крипке.
Противопоставленность методологии и теории.
Нормативная методология, методологические эвристы, методологическая критика. Личностное знание. Экспертные оценки. Методология и эвристика. Внеметодологическая эвристика. Прогностическое и объясняющее значение методологии. Рационализация. Медико-психолого-педа(андро)гогические аспекты методологии.
Культура и цивилизация.
Подходы. Мифо-поэтический, натурфилософский, логико-эпистемический, системный, системо-деятельностный, комплексный.

Лекция 3. Общая и частная методология

Мнение и знание. Знание и метод. Европейская культура как наследница сократовской школы. Майевтика. Проблема воспроизводимости и её парадоксы. Метод и образ жизни. Знание и опыт. Аскетический опыт. Его методологическая составляющая. Внеметодологический опыт. Методология функционирования и опыт жизни. Знание и мудрость.
Методология отдельных видов деятельности.
Методология познания. Методология науки. Методология образования. Методология художественной деятельности. Методология управления. Методология бизнеса. Методология политической деятельности.

Лекция 4. Полный цикл деятельности и его стадии

Гнозис и техне. Научно-технические школы как институт сопряжения гнозиса и техне.
Предпроектные изыскания, изобретение, производство, пуско-наладка, эксплуатация, текущий ремонт, реконструкция, демонтаж, рекультивация. Варианты редукции, гипертрофии, склеивания фаз полного цикла деятельности, их причины и последствия.
Кризис цивилизации как последствие редукции полного цикла деятельности.

Лекция 5. Инвариантность и полиморфизм

Линии Платона и Аристотеля, реализма и номинализма, Галилея и Бэкона, номотетики и идеографии. Инвариантность и научно-технические революции. Глобальные проблемы человечества и типологический поворот последней трети ХХ века. Разнообразие как ресурс. Инвариантные и типологические математики. Нумерология и арифмология. Количественный и качественный способы рассмотрения.  Количественная и качественная математика.
Программа номотетизации идеографии.

Лекция 6. Наука, научная методология и сциентизм

Наука как реализация логико-эпистемического подхода рациональными средствами. Задание науки через генетическую, типологическую и структурную схему. Науки, учения, дисциплины. Их отношение к номотетике и идеографии. "Науки о природе" и "науки о духе". Естественнонаучное и гуманитарное знание. Роль одномерности и простоты.
Сциентизм и его последствия.
Соотношение опытного и априорного. Априорные рамки и их виды. Анализ априорных рамок в позднем позитивизме и постпозитивизме. Методологический анархизм. "Швейцарский нож" когнитивистов. 
Задачи преодоления сциентизма. Постнаука. Постмодернизм.
Дисциплинарность, мультидисциплинарность, междисциплинарность, наддисциплинарность.

Лекция 7. Методология и наддисциплинарность

Типы наддисциплинарности. Астролого-алхимическая модель. Пифагореизм. Майевтика. Эпистемизм. Миф. Натурфилософия. Мистицизм. Магизм. Патристика. Схоластика. Титанизм. Картезианско-галилеева наука. "Философизм". Энциклопедизм. Методологизм. Герменевтика. Комплексность. Постмодернизм. Культурные герои разных типов наддисциплинарности.
Ограниченности разных типов наддисцилинарности.
Место методологизма и методолога в этом ряду. Объекты 3"Г" (гетерогенность, гетероиерархичность, гетерохроничность). Кентавр-объекты. Янус-космологии.
Методологический статус языков и других знаковых средств. Их типология. Математика и семиотика, их претензии на статус языков наддисциплинарности.

План лекций на сентябрь - декабрь 2021 г.

Лекция 8. Целостность, холизм, меризм.

Целостность и её отражение. Холизм. Холоны. Синкретизм, аналитизм, синтетизм. Имманентные и трансцендентные целостности.
Типы целостности. Космизм, логология, Логология, эманационность, ипостасность, нумерология, арифмология, системность, механизмичность, связанность, историзм, органицизм, комплексность, тейярдизм, синергетика. Эмерджентность и её роль в разных типах целостности.
Их конструктивность, эффективность, витальность и т.д.
Альтернативные образы целостности (сад, город, селение, книга, храм, человеческое тело).

Лекция 9. Методология комплексности

Комплексность как альтернатива системности в последней четверти ХХ века. Разработки А.П.Сопикова. Деятельность. Поворот от человеческого фактора к личности человека в деятельности. Содержание комплексности. Эманационность её начал. Междисциплинарные картины и скульптуры представления.
Редуктивные, антиредуктивные, системно-редуктивные и адекватные средства активности. Пределы адекватности. Внутренние и внешние разрешающие структуры.       "-центризмы" и "-морфизмы".
Проблема специфичности. Конфигураторы картин описания.
Аристотелевские причины и любищевские цели. Гомеостазы и гомеорезы. Фазовые портреты.
Субъект-объектные отношения, их прояснение и преодоление. Существо. Разумное существо. Личность. Энлог. Энлогия. Диалог. 
Эмпирический, родовой (спекулятивный), теоретический, математический, пифагорейский пласты постижения. Самоценность пластов постижения и диалогичность их соотнесения. Методолог как регулятор соотнесения разных дискурсов. Рефлексивный эксперимент коллектива теоретиков с сообществом эмпириков. Методолог как его организатор.
Теоретическое пространство. Фокальные точки. Точки соотнесения эмпирического и неэмпирического. Пространство с доминированием. Фрактальность теоретических пространств. Ризомность доктрин и сетевые структуры.
Типы регулярностей. Трансцендентные и имманентные регулярности. Связки регулярностей.
Рациональный (когнитивный), эмоциональный, эмпатический (интуитивный), деятельностный (волевой, конативный) миры. Способы обоснования в них. Общая обоснованность. Сопряжение миров. Деятельность как способ сопряжения. Малая комплексность.
Комплексность как сопряжение неоднородностей. Комплексность как "системность" систем. Комплексность и целостность.   

Лекция 10. Наддисциплинарные картины и скульптуры мира

Общие представления. Наддисциплинарные синхронические и диахронические картины описания.
Обзор синхронических картины описания. Субстратная картина. Структурная картина. Структурализм. Энергетическая картина. Энергетизм (энергетизм и ангелология). Программная картина. Целевая картина. Функциональная картина. Функционализм. 
Скульптура (архитектура) описания. Морфология (структурно-субстратная; форма и фигура, рефренология; морфологический анализ Цвикки; пространство логических возможностей), составистика (структурно-субстратная), кибернетика (программно-функциональная; кибернетика 2-го порядка; типы управления), синергетика (структурно-энергетическая) и т.д.
Картины и скульптуры мира и ограничение профессионализма.
Сущностные, терминологические, организационные, психологические и педагогические проблемы переориентации с дисциплинарных на картинно-скульптурные представления.

Лекция 11. Нормативность и экспертиза в профессионализме

Типы культурных героев. Профессионал как культурный герой.
Профессия. Профессионализм. Роль профессионалов. Инопрофессионализм.
Нормативная деятельность.
Экспертиза. Центрация. Камертоны.
Научные советы и экспертные советы.
Подготовка профессионалов и экспертов.

Лекция 12. Методология образования

Представление о воспитании, образовании и обучении. Их отношение к инкультурации, индоктринации, социализации.
Знание и его организация. Образовательная среда.
Спонтанное и институциональное образование и воспитание.
Школьное и цеховое образование. 
Фоновые знания. Явные и встроенные дисциплины.
Проблема общего высшего образования.

Лекция 13. Диахрония и её описание

Проблема описания диахронии. Время и дление. Процесс и след. Проблема описания процессов. Различие, изменение, история, развитие. Эволюция, инволюция, эманация, революция. Кинематика и динамика. Статика и геометрия. А-, син-, диа- и панхрония. Функциональная асимметрия мозга и процессуальность.
Наддисциплинарные диахронические картины описания. Историзм, генетизм, эволюционика, темпорология.
Как схватить новизну будущего? Проблема выхода за пределы объектов данного рода.
Детерминированные, вероятностные и неопределённые события.

Лекция 14. Работа с данными

Данные и знания. Превращение данных в знания. Обусловленность данных знаниями.
Фоновые знания. Неявные знания. Систематические знания.
Знание и представление знаний. Типы представления знания. Представление знаний и риторика.
Текстовое представление знаний.
Работа с текстом. Его понимание (по Г.И.Богину). Понимание лексического значения. Семантизирующее понимание. Понимание пропозиций. Когнитивное понимание. Распредмечивающее понимание. Пояс чистого мышления.
Техники понимания. Их группы. А. Техники усмотрения смыслов. Б. Техники “расклеивания” смешиваемых конструктов. В. Техники интерпретационного характера. Г. Техники использования "рефлективного мостика". Д. Техники перехода. Е. Техники выхода через понимание к следующим состояниям духа.
Тексты на непрямоугольных поверхностях. Многомерные тексты. Континуальные тексты. Талмуд и принцип окон.
Работа с информационными источниками. Информационный поиск.
Автоматический и личностный анализ данных. Проблема интерпретации автоматического анализа. Точность и правильность.
Оценка ценности данных. Адекватность, релевантность, пертинентность. Коллаборативная фильтрация (А.Б.Долгин) как способ достижения пертинентности.
Библиография. Компьютерная библиография.
Нелинейное представление данных. Сетевые представления.
Инфографика и когнитивная графика.
Таблицы. Веерные матрицы. Картоиды.
Работа с карточками. Принцип К.Линнея.
Этиологический анализ Т.Г.Петрова.
Работа с рулонами. Прокрутка.

Заключение

Открытость методологии. Её энлог с предметными областями.

Место проведения
Конференция в Zoom
Время проведения
19.00 - 20.30