Русский театр Серебряного века

Серебряный век – эпоха не только Блока и Хлебникова, Малевича и Матюшина, Скрябина и Рахманинова, но время возникновения и утверждения режиссерского искусства. Никогда в России не творили одновременно столько великих режиссеров! На открытиях, сделанных К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, В.Э. Мейерхольдом, Е.Б. Вахтанговым, А.Я. Таировым базируется вся театральная культура последующих десятилетий.

За время изучения курса мы попытаемся увидеть основные тенденции развития сценического искусства рубежа веков и проанализировать его вершинные создания. Конечно, история искусства – это всегда и человеческая история его творцов. Непростые взаимоотношения, драмы, характеры режиссеров и актеров также будут в центре нашего интереса.

Помимо режиссерской, в это время сформировалась еще одна профессия – театрального менеджера, о которой мы поговорим на примере С.П. Дягилева.

Раписание занятий.

Стоимость разового занятия - 350 руб.

Первая лекция пройдёт в онлайн режиме, а все остальные в формате живых встреч.

Смотреть предыдущие лекции курса.

Приобрести абонемент

Сезон: сентябрь - декабрь 2021
Количество лекций: 7
Стоимость абонемента
2000 руб.

Оплата производится с помощью платежных систем Visa, MasterCard, МИР

Политика конфиденциальности

План лекций на сентябрь - декабрь 2021 г.

 

Лекция 1. Современная драматургия на сцене МХТ – пьесы Г. Ибсена и М. Горького. Художественный театр и М. Горький.
Стилистический диапазон раннего МХТ: между натурализмом и импрессионизмом. Драмы Г. Ибсена в по¬становках К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. «Доктор Штокман» (сентябрь 1900 г.) - лирическое высказывание Станиславского. История театра – и история зрителей. Премьера «Штокмана» в Петербурге. Отлучение Толстого от церкви в зеркале зрительских реакций.

Внутритеатралъные перемены. Появление С.Т. Морозова: не дуумвират, а триумвират. Организационная реформа театра. Товарищество на паях.
МХТ как театр Чехова – и Горького. Обретение нового драматурга. Горький – идеи и имидж. Чехов о «Мещанах». Режиссерская партитура «Мещан» Станислав¬ского. Постановка «Мещан» (март 1902г.). Как соединить Горького с Чеховым? «На дне» как первый опыт современной трагедии. Отказ МХТ от предложения поставить «Дачники». Уход М. Ф. Андреевой и конфликт театра с Горьким. Смерть С. Т. Морозова в Каннах. Работа МХТ над пье¬сой «Дети солнца». Еще один эпизод из «истории зрителей»: публика на петербургской премьере «Детей солнца». Развитие конфликта: Горький против Достоевского и спектаклей МХТ по его романам.

 

Лекция 2. Три шедевра раннего МХТ.

«Вишневый сад» Чехова (январь 1904 г.) в предреволюционном контексте. Спектакль - отвергнутое подношение к юбилею Чехова. «Вишневый сад» - пьеса по мотивам МХТ или попытка преодоления его эстетики? Трагедия или комедия? Ре¬жиссерский план Станиславского. Полемика с автором. Темы и мотивы «Вишневого сада» МХТ. Отзвук премьерной ситуации 1904 года в «Вишневом саде» А.В. Эфроса в театре на Таганке. «Вишневый сад» Э. Някрошюса.

Ностальгические мотивы в искусстве МХТ. Дягилевская выставка в Таврическом дворце как поэма о России. Станиславский – посетитель Таврической выставки. Замысел «Горе от ума». Дом Фамусовых как «свой круг». Новая трансформация чеховской «темы дома» в «Горе от ума». Итоги первых лет МХТ.
«Месяц в деревне»: победа поэзии. Попытка театра воплотить «всего автора». Решение сценического пространства. М.В. Добужинский и В.А. Симов как антагонисты. «Эпический покой дворянской жизни» (формула Станиславского). Концепция целого и детали. Новый принцип работы - «интимная репетиция». Тургеневский спектакль - и «нетургеневские» отношения между руководителями театра.

 

Лекция 3. Символистские опыты К.С. Сталниславского И В.Э. Мейерхольда.

Особенности русского театрального символизма. Метерлинковский спектакль МХТ (1904) между реальностью и миром идей. Чеховская идея «группы лиц» и новое искусство. «Секреты» и «отгадки»» «Драмы жизни» К. Гамсуна (февраль 1907) и «Жизнь человека» Л. Андреева (декабрь 1907) в МХТ. «Синяя птица» (сентябрь 1908) – соединение идей символизма и толстовства. 1910 год – кризис символизма. Закрытие журналов «Весы» и «Золотое руно», открытие «Аполлона».

 

Лекция 4. МХТ пытается изменить стилистику. Достоевский в МХТ. «Гамлет» в постановке Г. Крэга в МХТ (1911).

«Братья Карамазовы» Достоевского Немировича и «Гамлет» Крэга: разные ключи к постановке трагедии на сцене. Проблема прозы на сцене. Старые и новые принципы инсценирования. М.В. Добужинский – художник спектакля.

«Гамлет» Г. Крэга. Станиславский и Крэг – сходство и различие. Шекспир без быта. Крэговская метафора-грандиозо - подвижные ширмы. Новая роль декораций. Связь с идеями русского авангарда. Гамлет Крэга и идеи К.С. Малевича. Приезд Крэга в Москву в 1935 году. Идеи Крэга в «Маскараде» В.Э. Мейерхольда и «Гамлете» Ю.П. Любимова.

 

Лекция 5. В.Э. Мейерхольд. Начало пути.

Темы судьбы В.Э. Мейерхольда. Трагический художник и природа трагического искусства. Мейерхольд – актер МХТ. Причины разрыва с МХТ. Мейерхольд в провинции. Возвращение в Москву - студия на Поварской (март 1905 г.) «Двухмерная» и «трехмерная» декорация. Руководитель Литературного бюро театра В.Я. Брюсов. Театр Н. Вашкевича. «Смерть Тентажиля» В.Э. Мейерхольда и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана: художественные принципы и идеи. Показ Станиславскому (октябрь 1905 года) и закрытие студии на Поварской. Судьба В.Ф. Комиссаржевской: из Александринского – к собственному театру. Открытие театра В.Ф. Комиссаржевской (октябрь 1904 г.) Мейерхольд в провинции. Встреча Мейерхольда и Комиссаржевской. Мейерхольдовский период театра Комиссаржевской. Открытия «Гедды Габлер» Г. Ибсена (октябрь 1906 г.) и «Сестры Беатрисы» (конец октября 1906 г.)  «Балаганчик» А.А. Блока — Мейерхольда – Н.Н. Сапунова – М.А. Кузмина. Игра пропорциями в «Балаганчике». Мейерхольд – Пьеро. «Жизнь человека» Л. Андреева в постановках Мейерхольда и Станиславского. Кризис театра на Офицерской. Творческий разрыв Мейерхольда и Комиссаржевской. «Саломея» Н.Н. Евреинова - попытка реванша Комиссаржевской. Мечты Комиссажевской о театре-школе. Февраль 1910 - смерть Комиссаржевской в Ташкенте.

 

Лекция 6 и 7. Мейерхольд в Александринском театре. 

Путь Мейерхольда после театра Комиссаржевской. В.А. Теляковский как человек, директор Императорских театров и автор Дневника. Судьба Теляковского после революции. Мейерхольд – режиссер Александринского театра. Мейерхольд и актеры Александринки. Маска Доктора Дапертутто (Доктор Везде) как попытка альтернативного существования в петербургской культуре. Пантомима «Шарф Коломбины» (1910) в «Доме интермедий». «Театральный традиционализм» и «Дон Жуан» Мейерхольда. «Дон Жуан» как игра и диалог пространств. Природа искусства Ю.М. Юрьева. Природа искусства К. А. Варламова. Юрьев-Дон Жуан и Варламов-Сганарель в системе мейерхольдовского «Дон Жуана». Кто главный герой спектакля «Дон Жуан»? Структура роли Сганареля: игра с маской. Варламов – Сганарель как провозвестник брехтовского театра? «Дон Жуан» в ахматовской «Поэме без героя». О чем говорит ахматовская рифма «расплата» - «арапчата»? «Балет в Александринке» - разгромная статья Бенуа о «Дон Жуане».

«Гроза» (январь 1916 г.) Конфликт с традицией бытового прочтения Островского. Островский в толковании Аполлона Григорьева. «Берендеево царство» в изображении А.Я. Головина. Трактовки ролей: Кабаниха, Катерина, сумасшедшая барыня. Связь спектакля с современной ему эпохой. Е. Рощина-Инсарова – как уникальное дарование и как актриса своего времени. Актерская тема Рощиной в роли Катерины. «Маскарад» (февраль 1917 г.) как самый петербургский спектакль режиссера. «Маскарад» в контексте мифа о Петербурге. Роль пяти занавесов «Маскарада». Неизвестный и маски. «Маскарад» – спектакль эпохи монтажа и крупного плана. Вещи в спектакле: стулья, карты, чернильница и т.д.  Попытка Мейерхольда и Гнесина записать нотами спектакль. Финальный хор А.А. Архангельского. «Маскарад» и послереволюционный Петурбург: оценки А.Р. Кугеля и А.А. Ахматовой.

Место проведения
"Сети" (ул. Рылеева 17-19)
Время проведения
19.00 - 20.30