Друзья! В прошлый раз мы начали знакомство с поэтической моделью мира Александра Кушнера. Говорили о том, что жизнь в его стихах – это всегда абсолютная ценность, щедрый и благой дар. С ней поэт в своих стихах стремится поддерживать непрерывную «предметную связь», т.е. непосредственный визуальный и тактильный контакт через конкретные предметы, вещи, детали окружающей его реальности. При этом жизнь, вообще живое, т.е. то, что обладает структурой и внутренней иерархией, всегда в его поэзии противостоит хаосу, накапливающемуся в нашей бытовой и социальной повседневности. Противостоит, в том числе, за счет героических усилий лирического субъекта (героя) его стихотворений, который всегда ищет тот единственный взгляд, «ракурс», позволяющий удерживать мир в его целостности и изначальной простоте.
В пятницу, 12.02.2021, мы продолжим наши наблюдения над поэзией Кушнера и обратимся к следующим двум важнейшим темам его поэтического творчества - культуре и смерти. Будем говорить о том, что он сам в одном из своих стихотворений назвал «расширением»: о культуре и смерти как об особом «расширении» жизни – взгляда на жизнь. Разговор этот, вероятно, продолжится и на очередной лекции в марте.
Примерный список стихотворений, которые целиком или фрагментарно будут звучать 12.02 (тексты расположены в том порядке, в каком предполагается их читать):
1.«Себе бессмертье представляя…» (из книги «Прямая речь», 1975)
2. Старик (из книги «Ночной дозор», 1966)
3. «Но и в самом легком дне…»(из книги «Ночной дозор», 1966)
4. «Как мы в уме своем уверены…» (из книги «Дневные сны», 1986)
5. «Я к ночным облакам за окном присмотрюсь…» (из книги «Письмо», 1974)
6. Рисунок (из книги «Первое впечатление», 1962)
7. «В полуплаще, одна из аонид…» (из книги «Таврический сад», 1984)
Онлайн