Основное внимание в нем мы посвятили выяснению того, в чем заключается новизна «нового времени», сосредоточившись, соответственно, на «эпохальных», т. е. парадигмальных, отличиях рассматриваемой эпохи, сформулировать которые в общепонятной форме нетрудно: теократическая парадигма сменяется антропоцентрической, эсхатологический историзм Средних веков, «классической эпохи веры», уступает место историзму секулярному. Вершиной Нового времени оказывается европейское Просвещение XVIII века. Но что это за личность, учрежденная Новым временем и помещенная им в центр мироздания (а разве раньше она там не была?)? Как мыслилась «личность» (если мыслилась) самим Новым временем, т. е. творцами новоевропейских философий, и почему наше время, лишив ее квазирелигиозного статуса творческой личности и отняв у человека природу (в смысле сущности), снабжает его одной лишь историей? Освещению этих вопросов посвящена наша заключительная лекция.
Онлайн