Курс

История и герменевтика мирового кино

Лекция

Французский киноавангард, часть V. "Андалузский пес" Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, Ранние фильмы Альберто Кавальканти и поздние картины Жермен Дюлак

 

Наряду с более поздним звуковым фильмом «Золотой век» картина «Андалусский пес» представляет из себя наиболее яркое и выразительное воплощение всех принципов стиля сюрреализма. При этом его мощное художественное воздействие на зрителя неоспоримо и сейчас: за почти столетие с момента выхода он ничуть не устарел. Как и во многих авангардистском произведении, в «Андалузском псе» сюжет не играет особой роли, там собственно и нет сюжета, поскольку смысловая и композиционная нагрузка направлена на фабулу, понятую как своеобразная цепь событий, связь между которыми зрителю предстоит угадать, не забывая о том, что любая догадка будет и верна и неверна в одно и тоже время. Бунюэль вспоминал: «Вместе с Дали мы выбирали приемы и предметы, какие только приходили на ум, и безжалостно отбрасывали все то, что могло хоть что-нибудь означать». Но, возможно, Бунюэль слегка лукавит? Попробуем ответить на этот вопрос.
Рассматриваемый нами фильм Альберто Кавальканти «Только время» — это поэтическое изображение будничной, повседневной жизни Парижа на протяжении фактически суток, с предрассветного часа до глубокой ночи. Кавальканти изобретательно применяет разнообразные съемочные эффекты, скажем, использует стоп – кадры, многократную экспозицию, шторки, замедленную съемку, своеобразные «закручивающиеся» кадры, но не использует их произвольно, а чутко ощущает необходимость и оправданность их применения для поэтизации взгляда на город, превращения его словно в «иной» мир – именно этого ведь и добивались многие авангардисты. Задачу показать мир в кино таким, каким его никогда не видели, ставила в своих последних картинах и Жермен Дюлак, и отдельные эпизоды ее сюрреалистических работ приближаются по уровню к шедеврам Бунюэля и Дали.

Место проведения

ЕСОД (ул. Большая Разночинная, 25А)

Дата
17 апреля
Начало
18:00