Последующий семинар будет посвящен обсуждению феномена синестезии в контексте философии имени (во многом — в понимании А. Ф. Лосева). Основной круг вопросов будет сводится к тому, как синестезия функционирует «в имени», «знает ли» вообще синестезия имена и как она работает со смыслом.
Что такое Имя?
Имя в языке — во многом имя значения. Это особая структура, находящаяся на определенной «дистанции» в отношении сущности вещи. Сущность вещи есть смысл вещи. И дистанция, пролегающая между смыслом и именем, и есть значение. Имя, в какой-то степени, и называет значение вещи. Но смысл остаётся для него «закрытым».
Синестезия же «улавливает» смыслы, иррационально и чувственно их «созерцает».
Вещь в себе определяется простотой ее имени. В каком-то смысле, для синестезии не существует вещей в себе. Ибо синестезия выстраивает не внешние соответствия — на основе схожести форм, звучаний, ощущений и т. д. — но выстраивает соответствия внутренние, работает с сущностью (смыслом) в ее неименованности, именно поэтому она сама — во многом ноуменальна.
Полимодальность восприятия в данном контексте — это всегда имя, поиск и нахождение имен, для полимодальности восприятия сущность и есть «вещь в себе», т.к. культурное значение (не смысл) преобладает над самостийностью вещи как таковой.
Синестезия «работает» вне имени: она не знает имен. Или знает свои собственные, как бы «внеязыковые» имена: ими могут быть специфические авторские неологизмы, называющие «со-ощущения» и не затрагивающие культурных коннотаций. Для синестезии актуален во многом «натуральный» язык (не лингвистический термин), язык в своем изначальном смысле, где слово не рискует приобрести значение.
Онлайн