Лекция посвящена Сэру Лоуренсу Альма-Тадеме, художнику, когда-то достигшему высот почитания, затем оказавшемуся в полном забвении, и ныне становящемуся одним из самых дорогих живописцев на мировых аукционах. А еще в 30-е-50-е годы работы мэтра, считавшиеся примерами дурного стиля, стоили десятки долларов. В прошлом десятилетии за одну из картин Альма-Тадемы было заплачено 8 миллионов.
В значительной степени находящееся в частных собраниях и не очень каталогизированное, наследие Альма-Тадемы еще изучается, хотя его абсолютная ценность уже бесспорна. Родившийся в Голландии и получивший первоначальное художественное образование в традициях, берущих начало еще в XVII веке, мастер затем переезжает в Париж, где добивается очень значительной популярности в Салоне, а затем уезжает в Англию, где сливается с эстетикой викторианского стиля, и, почитаемый английской аристократией, удостаивается приставки «сэр» в имени. Таким образом, в искусстве Альма-Тадемы соединилась нидерландская, французская салонная и английская живопись. Здесь есть нечто, восходящее к Россетти, нечто, пришедшее от Энгра, нечто — от Вермеера. Это весьма разнообразное творчество, не чуждое и колористическим новациям импрессионистов, и, в сущности, в очень значительной степени принадлежащее эпохе модерна, достигает апофеоза популярности в первом десятилетии XX века, а затем начинаются годы забвения.
В России имеется только одна картина Альма-Тадемы (в Павловском дворце), и тем более полезно посвятить этому яркому мастеру отдельную лекцию.
«Сети», ул. Рылеева,
д. 17-19
+ youtube