В прошлый раз мы не успели обсудить тему «Девы вод и Смерть в сказках Андерсена (сказочные повести «Снежная королева» и «Ледяная дева»)». За время, прошедшее с предыдущей лекции, многое изменилось в этом мире. Коронавирус внес свои страшные коррективы (все знают ситуацию в Италии и Испании). Именно на таком фоне мы будем говорить о Смерти в жизни и творчестве Х.К. Андерсена (возможно, в этом есть что-то символическое). Заглавная буква в слове «смерть» неслучайна: в сказках Андерсена она не безлика. Напротив, это всегда очень яркий образ или прекрасной Ледяной девы (как, например, в одноименной сказочной повести и в сказке «Снежная королева»), или крепкого молчаливого Старика («Райский сад», «История одной матери»). И даже тогда, когда смерть не имеет четкого образа, она кивает головой, как фарфоровый китаец, и может, загрустив по тихому кладбищу, вдруг свиться в туман и улететь, оставив жить того, за кем пришла (сказка «Соловей»). Вторая лекция будет посвящена оригинальным сказкам Андерсена о предметах, растениях, животных. Вашему вниманию самим Андерсеном будет предложен алгоритм написания такой сказки («В детской»), так что те, кто несколько заскучал в самоизоляции, могут попробовать себя в роли писателя-сказочника. Кроме того, постараемся понять, кто такой «химерический» персонаж андерсеновских сказок (так я его обозвала), и каким образом эти бесхитростные истории вещей и представителей флоры и фауны превращаются в маленькие философские шедевры («Свинья-копилка», «Чайник» и др.)
Онлайн