курс

Отношение культуры к разным разрядам жизни

(16.12.2019)

Уважаемый пользователь!

Для просмотра пожалуйста авторизуйтесь, приобретите подписку на время или весь курс без ограничений по времени.

Хотя корни изучения культуры уходят в XVIII–XIX вв., основное ядро культурологических концепций сложилось во второй и третьей четверти ХХ века. В силу этого обстоятельства по умолчанию культура понимается как феномен присущий только человеку. При этом не выясняется, кто такой человек, как он связан с Homo sapiens и другими гоминидами. Вместе с тем, существуют концепции, которые позволяют говорить о культуре в гораздо более широком понимании. Так, в некоторых маргинальных течениях физики элементарных частиц может идти речь о социальных структурах, образуемых этими частицами, а приписыванием последним скрытых параметров позволяет обсуждать у них и наличие аналогов культуры. Подобным образом можно обсуждать и мицеллярные образования коллоидов или аэрозолей. Другим примером являются аналоги культуры душевно-психических сущностей. В этом контексте говорится о небесных селениях, Граде Божьем, Небесном Иерусалиме и т. д. Иерархия ангелов также демонстрирует культурные аспекты существования бесплотных существ. При этом обсуждение такой проблематики актуализирует этимологию корня «культ», стягивает в одну точку обсуждение культуры сельского хозяйства (ср. агрокультуры) с его биологическими основами и религиозного культа. Но особенно большой материал, совершенно не освоенный культурологами и гуманитариями, в целом, накоплен за последнее полустолетие в биологии: в биосемиотике, биолингвистике, биогерменевтике, биосоциологии — раздельно в фитосоциологии и зоосоциологии, биопсихологии (зоопсихологии) и нейробиологии (включая нейрофизиологию растений и бактерий) и т. д. Феномены обучения поведению, наличие разных стилей поведения (включая пение) у разных популяций животных, феномены моды, переучивания стилям поведения, пересмешничество и т. д. дают основание говорить о наличии у животных (а в определённом смысле у растений и бактерий) аналогов культуры, причём порою очень развитых. Всё это заставляет при попытке эксплицировать представление о культуре учитывать весь спектр указанных явлений.