Стилистический диапазон раннего МХТ: между натурализмом и импрессионизмом. Драмы Г. Ибсена в постановках К.С. Станиславского и
В. И. Немировича-Данченко. «Доктор Штокман» (сентябрь 1900 г.) — лирическое высказывание Станиславского. История театра — и история зрителей. Премьера «Штокмана» в Петербурге. Внутритеатралъные перемены. Появление С. Т. Морозова: не дуумвират, а триумвират. Организационная реформа театра. Товарищество на паях.
МХТ как театр Чехова — и Горького. Обретение нового драматурга. Горький — идеи и имидж. Чехов о «Мещанах». Режиссерская партитура «Мещан» Станиславского. Постановка «Мещан» (март 1902г.). Как соединить Горького с Чеховым? «На дне» (декабрь 1902 г.). Натурализм спектакля и романтическая тональность пьесы. Почему на афише нет фамилий режиссеров? Притчевый план спектакля. Отказ МХТ от предложения поставить «Дачники». Уход М. Ф. Андреевой и конфликт театра с Горьким. Смерть С. Т. Морозова в Каннах. Возвращение в театр Андреевой. Работа МХТ над пьесой «Дети солнца». Еще один эпизод из «истории зрителей»: публика на петербургской премьере «Детей солнца». Развитие конфликта: Горький против Достоевского и непоставленных спектаклей МХТ по его романам.