Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) - художник с биографией, по классификации Ю.М. Лотмана. Гений в леонардовом смысле: человек огромных возможностей. Недовоплощенность режиссера: неосуществленные замыслы Эйзенштейна. Роль детства в жизни и творчестве Эйзенштейна. Пожизненный спор Эйзенштейна с отцом. Детская нелюбовь к сюжетным открыткам и взрослое неприятие сюжета в кино. Любимая книга детства «Исторические казни». Трансформация этого мотива в фильме «Да здравствует Мексика». Путь в кино через занятие архитектурой, Красную армию, работу сапером, чертежником, техником. Приход в театр. Ученичество у Мейерхольда и уход от него. Создание Передвижной труппы Московского театра пролеткульта (1923). «Мудрец» Эйзенштейна: создание нового искусства на обломках классики. «Дневник Глумова» - первый кинематографический опыт Эйзенштейна. «Противогазы» в ПЕРЕТРУ. Театральные замыслы Эйзенштейна. Эйзенштейн – ученик Л.В. Кулешова. От ученичества – к мастерству. «Стачка» (1925), «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927) - фильмы о человеке и истории, о человеке в истории. «Фильмы без героя». Массовки Художественного театра и массовые сцены фильмов Эйзенштейна. Сочетание реальности и мифа в фильмах Эйзенштейна. «Броненосец Потемкин» (1925) - «фильм №1» мирового кинематографа. Что такое «социальная эмоция» в кино? Что общего между заключительной сценой фильма и люмьеровским «Прибытием поезда»? «Старое и новое» («Генеральная линия») (1929). «Переусложнение газеты»: разрешение публицистического повода в философии фильма. Конфликт природного мира и мира бюрократии как противостояние «старого» и «нового». Поездка Эйзенштейна, Г. Александрова и Э. Тиссе заграницу для изучения возможностей звукового кино (осень 1929 года) «Сентиментальный романс» (Франция, совместно с Александровым и Тиссе). Фильм как чистая пластика. Вместо участия народных масс – участие природных стихий (дождь, ветер, огонь и т.д.) «Да здравствует Мексика»: как частная история вплетена в общую? Возвращение в Москву. «Бежин луг» (1935). Пионерский сюжет о Павлике Морозове и личные мотивы режиссера. Личный и библейский миф об «отце и сыне». Очередной виток испытаний: предательства друзей. Что сохранилось от «Бежина луга»? Эйзенштейн о переменах в кино 1930-х годов: переход от «общего» к «среднему» плану, от разговора об истории как таковой к рассказу отдельных людях. «Фильмы без героя» становятся «фильмами с героями». «Александр Невский» (1938) как новый вариант соединения «личного» и «общего» мифа. «Иван Грозный» (первая серия - 1945, вторая - 1946). Следы государственного заказа в первой серии. Кадр как художественное произведение. От массовок и широкого простора «Октября» - к небольшим группам и дворцовым закоулкам «Грозного». Как смотрят герои? Роль взглядов в картине. Что связывает ранние и поздние фильмы Эйзенштейна? «Личная жизнь в истории» (Г.О. Винокур). История пророка, народного вождя, ставшего властью. «Иван Грозный» Эйзенштейна, булгаковский «Батум» и стихотворения о Сталине О. Мандельштама. Сталин о второй серии «Ивана Грозного». Три постановления августа 1946 года. Мемуары С.М. Эйзенштейна: попытка подведения итогов. Цикл рисунков «Бредовые видения» (1937). Тайные стороны души режиссера: неосуществленные фильмы «Стеклянный дом» и «МММ». Рисунки Эйзенштейна.
«Сети», ул. Рылеева,
д. 17-19
+ youtube