Курс "Философия конкретных дисциплин" является четвёртой частью курса философии, читаемого автором по предложению руководителей "Нефиктивного образования" как летний пропедевтический курс к курсу "Методология".
Идея такого курса возникла около 2000 г., когда перед автором был поставлен вопрос о создании оптимального курса философии для не философов. Тогда был предложен курс, состоящий из 4 частей (каждая примерно по 30 часов):
1. Эталонные философские тексты;
2. Категории философии;
3. Философия культуры;
4. Философские вопросы специальности (был реализован как "Философские вопросы математической лингвистики").
"Философия конкретных дисциплин" - довольно неопределённая область, представляющая собой отчасти пересечение, отчасти объединение трёх различных тематических сфер: оснований соответствующей предметной области (общая физика, общая социология, общая педагогика), философии (философские вопросы конкретной области) и методологии конкретной дисциплины, которые объединены работой с единой сетью категорий, несколько по-разному предстающей в каждой из указанных сфер.
Вводным разделом курса является проблема статуса философии конкретных дисциплин и её соотношения с этими дисциплинами – как с конкретной дисциплиной в целом, так и отдельными её разделами.
Основная часть курса посвящена рассмотрению философии отдельных дисциплин. В качестве таковых предполагается рассмотреть такие темы:
- Философия физики
- Философия химии
- Философия биологии
- Философия психологии
- Философия социологии
- Философия лингвистики
- Философия географии
- Философия геологии
- Философия техники
- Философия медицины
- Философия педагогики
Набор конкретных дисциплин и степень подробности их рассмотрения будет модифицироваться в зависимости от интереса слушателей. Однако, в любом случае будет уделено внимание таким редко обсуждаемым темам, как философия географии или философия кулинарии. Кроме того, будет обращено внимание на специфику философии познания (философию физики, химии, биологии и т.д.) и философию практики (философию техники, медицины, педагогики и т.д.).