Эти упражнения придуманы не для того, чтобы научить ученика быть художником. Эти упражнения интересны ученику, который в душе уже художник. Они могут помочь осознать некоторые основные инструменты и термины, которыми он пользуется и, может быть, помогут ему усиливать свои творческие возможности.
Когда я собрался стать преподавателем по живописи, я понимал, что живопись такая наука, которая опирается только на индивидуальные переживания художника, и поэтому никакой рациональной программы быть не может. Но, с другой стороны, есть реальный объективный формат картины, и внутри него все, что туда попадает, выстраивается, по определенным формальным законам, которые можно осознать и пользоваться ими в самом начале обучения студента. А потом иногда вспоминать о них, когда наступает творческий ступор и приходится начинать жить сначала.
В сущности это несколько упражнений, которые помогают не уклоняться от правильного понимания того, что же такое живописная картина.
Во-первых, живописная картина — это плоскость (двухмерное пространство), ограниченное или архитектурными членениями или собственными границами, любой конфигурации. Краски умеют создавать иллюзию трехмерного мира, тогда они перестают быть цветом, а становятся иллюзией раскрашенного объёмного предмета. Когда краска становится цветом, она несет очень глубокое психологическое содержание.
Живописец передает объём так, что цвет не пропадает. Упражнения, которые предлагаются ученику, должны помочь ему понять плоскость картины, как место на котором строится сбалансированная композиция.
Композиция на плоскости бывает:
1. Тональная, то есть сделанная из темных светлых и средних тонов
2. Цветная, сделанная из тепло-холодных отношений
3. Композиция из линий и пятен
4. Композиция жеста — это, когда рука художника внутри формата строит композицию, исходя из своих естественных движений
— Анатолий Заславский