Доподлинно известно, что поэт Алексей Степанович Хомяков увлекся богословием тогда, когда захотел возражать своему другу и оппоненту П. Я. Чаадаеву. Но, вовлекшись в полемику против Чаадаева, он оказался вынужден иметь дело с Жозефом де Местром и Иваном Гагариным, русским иезуитом и (в недавнем прошлом) духовным наставником Ю. Ф. Самарина, ставшего теперь учеником Хомякова.
В этой дискуссии было два различия методологических: собственно в богословии — принцип опоры на церковное Предание или выдумывание церковного Предания на основании современных философских учений и собственной фантазии, а в отношении христианской жизни в целом — отличие в мотивации: готовность посвятить себя целиком христианской жизни, разрывая со всем остальным, или ограничение христианства только самыми важными моментами в жизни и интеллектуальными разговорами. Как (справедливо) считается, православию ближе первые члены этих двух оппозиций, но в первой половине XIX века им больше следовали русские католики — обращенные из атеизма или деизма в католичество французскими эмигрантами-исповедниками и обученные христианской вере Жозефом де Местром и выдающимся мыслителем, иезуитом Иоанном Розавеном.
Онлайн
