Рождаемое женщиной тело ребёнка — преимущественно биологический объект, со свойственным ему спектром разнообразия. Однако, ещё до зачатия начинается работа по включению будущего человека в культуру, предполагающую определённые нормативы социального разнообразия. В традиционных и т. н. классических культурах нормативы социального разнообразия вырезают из спектра биологического разнообразия довольно узкий фрагмент, относя всё остального к патологии, по отношению к которой отменяется или ограничивается действие социальных нормативов.
Гуманистическая мысль и развитие медицинских технологий с конца XIX века на фоне типологического поворота европейской культуры Новейшего времени привели к тому, что за последние 45–50 лет резко расширилась зона толерантности по отношению к физическим, психическим, культурным и иным особенностям людей. В результате сформировался с социум, допускающий очень высокую степень разнообразия, сам факт присутствия которого является источником психических травм для носителей традиционной культуры.
В контексте общих тенденция развития разнокомпонентных комплексов сложившуюся ситуацию можно считать более благоприятной, чем традиционные культуры с унифицированными стандартами. Однако, организация современного социального многообразия явно неоптимальна, что вызывает негативное отношение к этому многообразию не только традиционалистов, но и рефлексирующих новаторов.
Можно указать по крайней мере несколько аспектов такой неоптимальности.
1.Распространение аномии, приводящее к значительному расхождению легального илегитимного.
2. Отсутствие инструментов координации локального и глобального этикета, в частности, систематическое замещение консенсуса компромиссами, отсутствие форм представления интересов меньшинств, которые в сумме составляют значительное большинство.
3. Обсуждение социально-политической проблематики в категориях гауссовой статистики при игнорирований статистик, подчиняющихся теореме Хинчина-Гнеденко-Дёблина.