Лекция посвящена рассмотрению феномена искусства как специфически человеческой формы деятельности, стремящейся истолковать окружающую действительность. Чтобы понимать, человек нуждается в определенной целостной смысловой модели мира, закрепляемой в той или иной мифологеме, в художественном произведении. Способность и потребность помимо физического пространства пребывать также в пространстве смысловом — это и есть определяющая черта человека, выделяющая его из природы и называющаяся духовностью. Произведения искусства, как бы задающие карту смыслового пространства, с одной стороны имеют материальную основу (звук, краска на холсте, бумага с типографическими знаками). Но с другой стороны — интересуют нас с точки зрения своей символической (смысловой), а не вещественной составляющей. Символ же приобретает какое-либо значение лишь в контексте других символов. По этой причине искусство контекстуально, и каждый его вид имеет свой специфический язык, которому необходимо учиться, подобно тому, как мы изучаем английский, если хотим читать в подлиннике Байрона или Шекспира.