Название "Пути русского богословия" отсылает к одноименной книге Г. Флоровского (1937), но делает так именно потому, что содержание курса будет пересекаться с содержанием этой книги минимально. Речь пойдет о том, что у Флоровского или не упомянуто вовсе, или затронуто лишь поверхностно, но что повлияло на историю богословия в России сильнейшим образом. Кроме того, будет подчеркнуто, что "русское" богословие далеко не всегда православное даже номинально, а если номинально оно православное, то в реальности это православие может быть каким-то ранее неизвестным.
В привычной схеме истории русского богословия, созданной еще на поколение раньше Флоровского, но особенно закрепившейся после его книги, в XIX в. заслуживающее внимания русское богословие делилось на два потока - академический (в духовных академиях) и светский (главным образом, славянофилы); на рубеже веков светское мутировало в "русский религиозный ренессанс", а в другой своей части, более консервативной, сблизилось с академическим богословием. Эту схему нельзя назвать ложной, но истинной ее также назвать нельзя, т.к. в ней очень значимые пробелы, из которых самые очевидные составляют три богословских традиции: монашеская, староверческая и русская католическая. Если староверие перестало быть изолированным от остального русского богословия только в начале ХХ в. (и на этом основании мы не будем его рассматривать, ограничив нашу тему XIX веком), то монашеская традиция составляла постоянный противовес и академической, и светской, что привело, в итоге, к конфликту 1912 г. по догматическому вопросу об имяславии; что касается католической традиции, то она была стимулом к появлению русского светского богословия, и, в этом смысле, не будет большим преувеличением считать Жозефа де Местра (относившегося к России как своей второй родине) первым из русских светских богословов.